Максим Резник предложил кардинально изменить порядок формирования избирательных комиссий

избирком

Предлагаемые Резником изменения устраняют замечания к российскому избирательному законодательству, изложенные в заключении Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), подготовленном по поручению Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Законопроектом Максима Резника предлагается назначать членов избирательных комиссий исключительно по предложению политических партий. "Сейчас, помимо зарегистрированных в установленном законодательством порядке политических партий…, правом на выдвижение членов избирательных комиссий обладают также общественные объединения, избирательные комиссии предыдущего состава, представительные органы местного самоуправления, а также собрания избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Эта "партизанская" модель формирования избирательных комиссий не обеспечивает общественного доверия к деятельности лиц, назначенных по предложению структур и коллективов граждан, не имеющих никакого отношения к избирательному процессу и, в ряде случаев, носящих временный характер".

Важной новацией также является формирование избирательных комиссий исключительно из числа лиц, постоянно проживающих на соответствующей территории. "Тем самым возрастёт уровень заинтересованности и ответственности избирателей в соблюдении честности и прозрачности выборов должностных лиц, а также снизится число злоупотреблений во время голосования", — говорит автор законопроекта. Все должностные лица избиркомов, по идее Резника, должны выбираться членами комиссий самостоятельно и представлять разные политические партии. Сейчас, напомним, председатели комиссий назначаются вышестоящими комиссиями.

В своём законопроекте "яблочник" предлагает исключить из числа членов избирательных комиссий социальные группы, наиболее подверженных противоправному давлению . К таким "группам риска" законопроект относит должностных лиц всех органов власти, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, судей и их помощников, военнослужащих, работников военных учреждений, государственных и муниципальных образовательных учреждений (кроме ВУЗов), учреждений здравоохранения и социального обслуживания. "После последних выборов в обществе активно обсуждаются "черные списки" учителей, замеченных в фальсификация результатов голосования, — говорит Максим Резник. — В правовом государстве таких списков не должно быть в принципе и тем более в них не должны попадать учителя. Предлагаемые мною меры исключают появление подобных списков в будущем".

Законопроектом также предусмотрено качественное изменение статуса и прав наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. По замыслу Резника, наблюдатели должны не только участвовать в процедуре наблюдения, но и своими подписями в протоколе об итогах голосования удостоверять достоверность сведений о результатах голосования. Вместе с тем непосредственный подсчёт голосов должны осуществлять члены комиссий с правом совещательного под контролем членов комиссий с правом решающего голоса. За последними сохраняется лишь право заполнения итогового протокола и обнародование результатов выборов.

В законопроекте учтён опыт целого ряда европейских стран, в том числе Австрии, Армении, Германии, Грузии, Польши, Франции, Украины и Чехии.



comments powered by Disqus