Зачистка радиоэфира

«Эхо Москвы» несколько долгих лет оставалось едва ли не единственным популярным СМИ в стране, не занимавшимся пропагандой правящего режима. Остается таким и сейчас, но только пока. Грядущая смена совета директоров радиостанции, затеянная хозяевами холдинга «Газпром-Медиа», недвусмысленно дает понять: лимит терпения власти исчерпан, пофрондировали и хватит. И вряд ли что-то получится в плане сохранения редакционной политики, о чем оптимистично заявил главный редактор Алексей Венедиктов. Не знает российская история таких случаев.

Слишком много примеров, когда те, кто оплачивает счета, не только заказывает музыку, но и навязчиво ставит одну и ту же мелодию, не считаясь со вкусами слушателей. Разумеется, собственник может поступать со своей собственностью так, как ему заблагорассудится. Увольнять, нанимать, указывать, да хоть и вообще закрыть. Проблема в другом: у нас по какой-то непонятной причине почти все масс-медиа находятся в собственности «нужных» и «правильных» людей и структур.

Обслуга нынешних правителей России, захватив все что можно и везде записавшись самыми главными попечителями, теперь попросту прикрывается разговорами об экономической целесообразности и плановой санации руководства подконтрольного СМИ. Ротации захотелось боссам «Газпром-Медиа», вот и затеяли перестановки. А почему тогда те же самые люди не хотят ротации во властных структурах? Почему увеличен срок полномочий президента, выхолощено избирательное законодательство? Почему те же люди из «Газпром-Медиа» всеми имеющимися в их распоряжении средствами стараются поддержать монополию одной известной партии на власть?

«Эхо» долго оставалось некоей отдушиной, клапаном, через который думающим людям позволяли выпускать пар. Это было удобно, это было вполне по-европейски. В конце концов, не хвалиться же сеткой вещания РТР или Первого канала. А так всегда можно было кивнуть в сторону «Эха Москвы» и провозгласить: есть в России свобода слова.

Но свобода, как оказалось, есть только у одного слова. И оно произнесено вполне четко. Сразу замечу потенциальным адвокатам правящего тандема: ссылки на то, что «Эхо» столько лет терпели-терпели, слушали-слушали, а теперь вот решили хозяйственными вопросами заняться» – несостоятельны. Терпели и слушали, пока радиостанция оставалась эдаким «клубом думающих». Власти терпели чудачества журналистов и их слушателей, обсуждающих неприглядные стороны российской политики, пока за обсуждениями не следовало действие. Подумаешь, порассуждают, как бы без Путина жизнь наладить, ничего страшного. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы голосовало как положено. А дитя возьми да и выйди на площадь в стотысячном формате! Это уже серьезно, это уже не бормотание диссидентствующих маргиналов. А «Эхо», при всей его корректности формулировок и состязательности сторон в эфире, все же подогревало протестные настроения и вклад этой станции в пробуждение гражданской сознательности переоценить трудно.

Последние 12 лет отучили хоть что-нибудь соображающих российских подданных смотреть телевизор и читать газеты. Там нечего смотреть и нечего читать – поляна выжжена и вытоптана. Независимо мыслящих людей постепенно вытеснили в Интернет и в эфир «Эха Москвы». Но оказалось, что им и там достаточно свободного пространства. И тут уж пришлось властям действовать, пусть и грубовато, по-медвежьи.

Остается ответить на последний вопрос: почему именно сейчас, перед самыми президентскими выборами? Может показаться, что атака на «Эхо» началась не после выборов, а до лишь для того, чтобы замести следы. Мол, ни при чем тут политика, все равно до 4 марта ничего в политике радиостанции кардинально не изменится.

В самом деле, зачем зачищать радиоэфир в тот момент, когда общество и без того взбудоражено варварскими фальсификациями думских выборов? Ответ, как мне кажется, нужно искать настолько глубоко, насколько все эти годы мыслил правящий режим. То есть где-то поблизости от поверхности. Просто кое-кому результаты выборов уже известны. И никаких сомнений относительно дня голосования не осталось. Партия сказала – избирком ответит «есть!». Так что назойливую муху можно прихлопнуть, не дожидаясь всяких там инаугураций. А заодно показать, что «разгон» очередного оппозиционного СМИ – цветочки по сравнению с тем, что начнется после. После 4 марта.

Максим Резник, 17 февраля 2012г.



comments powered by Disqus