Театрально-зрелищная приватизация //Балтинфо

ООО «Дирекцию театрально-зрелищных касс» (ДТЗК), филиалы которой с 1944 года по всему городу обеспечивают петербуржцев информацией о культурных мероприятиях и билетами, власти готовятся отдать в руки бизнесменов. Возможно, это грозит повышением цен на билеты.

Откровения Чердынцева

Идея о приватизации ДТЗК стала оформляться после того, как руководитель петербургского театрального портала «Жизнь-Театр» и театральный критик Павел Чердынцев обратился к депутату Законодательного собрания Петербурга Максиму Резнику с письмом, в котором подвергает деятельность дирекции резкой критике.

Чердынцев утверждает, что тесное общение руководства ООО «ДТЗК» с театральными коллективами имеет свои негативные последствия. По мнению Чердынцева, кассиры, которые, как правило, выступают еще и советниками и просветителями приходящих в кассу людей, проталкивают и «пиарят» одни спектакли и театры и депопуляризируют другие.

Далее Чердынцев раскрывает депутату Резнику зловещие схемы, по которым «монополист» ДТЗК обязывает театры платить непосильную дань. В первую очередь, театр должен подписать некий «кабальный» договор, по которому деятельность по продаже билетов, их объем и размещение контролирует уже не сам театр, а ДТЗК. Кроме того, по словам Чердынцева дирекция требует отдавать себе на реализацию 50% всех билетов на мероприятие. По расчетам критика выходит, что, чтобы стать продаваемым театром, 17% от стоимости билета должны быть перечислены в дирекцию.

Претензий в адрес ДТЗК оказалось достаточно, чтобы Максим Резник, выполняя долг депутата, дал делу ход и направил в свою очередь письмо губернатору Полтавченко, в котором просит разобраться и проверить факты, изложенные Чердынцевым, и предложить меры по изменению ситуации. В свою очередь запрос был направлен правительством и в Комитет по управлению городским имуществом с поручением прояснить те пункты, которые были изложены Резником, то есть ранее Чердынцевым.

Корреспондент «БалтИнфо» побеседовал с генеральным директором ДТЗК Сергеем Назаровым и с рядом директоров и художественных руководителей петербургских театров.

Опровержения

Сергей Назаров опроверг каждый пункт из перечисленных Чердынцевым в письме. Для начала – монополистом по реализации билетов ДТЗК назвать нельзя. В письме, направленном председателем КУГИ в правительство в ответ на поручение прояснить ситуацию, доля реализации дирекцией билетов на культурно-зрелищные мероприятия от общего количества составляет лишь 29% за 2012 год. Опровергается и завышенная стоимость билетов, в которой Чердынцев обвиняет дирекцию. Стоимость услуг по распространению билетов составляет 14-15% для театров городского подчинения, а для детских театров — 13%. Кроме того, за услугу по распространению ДТЗК с 2009 года взимает 10% со стоимости билетов. Однако этот процент не взимается со стоимости билетов для социально-незащищенных групп населения и со зрителей, приобретающих билеты на мероприятия театров, подведомственных комитетам по культуре Петербурга и Ленобласти. В письме также указывается и социальная активность ООО «ДТЗК» в виде благотворительных акций. Опровергается довольно много фактов, которые изложил в своем письме Чердынцев. Выводом письма является заключение о нецелесообразности прекращения участия города в ООО «ДТЗК».

Такой же вывод сделал и Комитет по культуре Петербурга. Из письма Комитета следует, что решение передать в частные руки дирекцию приведет к утрате контроля над уникальной сетью из 49 театрально-зрелищных касс и центра бронирования билетов по телефону и рекламных площадей, которые город использует в рамках реализации культурной политики. Также, по мнению Комитета по культуре, будут утрачены и рычаги, позволяющие увеличивать доступность услуг городских учреждений культуры путем продажи билетов без высоких наценок. Главным выводом, пожалуй, стоит назвать то, что отсутствие культурной составляющей в стратегии деятельности дирекции, которая обеспечена сегодня участием Петербурга в управлении организацией, «приведет к отрицательному информационному фону в театральном сообществе», что в настоящее время нежелательно.

Существует реальная опасность повышения цены на билеты в случае приватизации ДТЗК. Дело в том, что те помещения, которые у города арендуют те самые кассы, сданы им как городскому предприятию по льготным ценам. Приватизаторы должны понимать, что для них этих льгот не будет. На кого же в итоге лягут дополнительные расходы? На театры. И как следствие — на зрителя. Которого и так-то порой нелегко заманить в театр. Особенно молодого зрителя. Но и постоянный зритель, несомненно, пострадает.

Что думают театралы

Если немного отойти от коммерческой составляющей конфликта, то на сцену выходит гамлетовская тема «связи времен», которая грозит распасться. Директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский считает, что «театральные кассы всегда были механизмом формирования вкуса у зрителей. Кассиров дирекции раз в месяц обучают и правильным навыкам продаж. Но главная роль кассиров всегда была и есть именно в подталкивании зрителя к походу в театр, на спектакль, где со сцены транслируются настоящие ценности. Театры должны, в первую очередь, играть воспитательную роль, а не только развлекательную. В свое время в СССР и даже в трудные 90-е годы были легендарные театральные кассиры, которые так красочно и интересно могли рассказать о представлении и театре, что зритель обязательно хотел туда идти». Кроме того, по словам Градковского, с переходом дирекции в руки коммерсантов эти механизмы будут безвозвратно утрачены вместе с образовательной и просветительской традицией театральных касс.

Директор театра «Балтийский дом» Сергей Шуб считает, что город, как собственник, вправе распоряжаться своим имуществом так, как он считает наиболее эффективным и выгодным. «Но как директор театра я могу сказать, что вопрос неоднозначный. Поспешных решений тут принимать нельзя. ДТЗК, принадлежащая городу, всегда могла служить инструментом для того, чтобы театр мог обратиться в тот же Комитет по культуре и попросить помощи в трудной ситуации. Например, можно было договориться о большей рекламе театра или спектакля, или о более щадящей ценовой политике в отношении театра». Шуб приводит в пример и Москву, где такая приватизация была проведена уже давно. Московские коллеги, как рассказывает Шуб, далеко не позитивно оценивают сложившуюся ситуацию. Кроме того, коммерсанты постепенно избавляются от приобретенных касс с учетом дороговизны аренды и все больше переводят бизнес в электронный вид, что популярно далеко не среди всех посетителей театров.

Художественный руководитель театра «Приют Комедианта» Виктор Минков обратил внимание на то, что коллектив дирекции сложился уже давно, и опытные сотрудники чутко и аккуратно ведут свою деятельность. Он также выразил тревогу в связи с тем, что коммерсанты будут действовать исключительно в своих интересах, что для них абсолютно нормально, но может нарушить спокойное течение культурной жизни Петербурга.

Обвинения Чердынцева в сговоре дирекции с театрами и «кабальные» условия сотрудничества директора театров опровергли.

Максим Резник сообщил также, что, узнав мнение театральных коллективов, приостановил свою деятельность в данном вопросе и теперь ожидает от правительства и комитетов трезвой и грамотной оценки ситуации. Также он отметил, что причина решения продать ДТЗК ему неизвестна.

В КУГИ же «БалтИнфо» сообщили, что на этой неделе получено поручение Полтавченко о том, что нужно проработать вопрос выставления ДТЗК на продажу на аукцион в 2014 году. Теперь дело остается за правительственным обсуждением. Если будет принято соответствующее решение, то город может отдать в руки бизнесменов целую традицию, поддерживать которую они вряд ли захотят.

Источник



comments powered by Disqus