ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О контрольных функциях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»
Закон Санкт-Петербурга «О контрольных функциях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», вступивший в силу в 2000 году, был первым региональным законом в Российской Федерации, направленным на реализацию процедуры депутатского расследования, как формы реагирования законодательной власти на вызывающий широкий общественный резонанс события и на факты коррупции. Как показала практика работы контрольной группы за более чем десятилетний период, в ходе осуществления контрольных полномочий депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга давалась оценка различным действиям государственных служащих, эффективности системы государственного управления в Санкт-Петербурге, выявлялись недостатки законодательства и предлагались пути его совершенствования.
Однако за это же время получило сильное развитие федеральное законодательство, направленное на усиление роли депутатов представительных органов, прежде всего, в противодействии коррупции. Так, в 2005 году вступил в силу Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», в 2008 году Федеральный закон «О противодействии коррупции», а впоследствии — целый ряд изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции, как в Российской Федерации, так и в Санкт-Петербурге.
Кроме того, существенным образом законодательно была усилена роль политических партий, как в формировании представительных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, так и по контролю за их последующей деятельностью (Федеральный закон «О политических партиях» с изменениями на 8 декабря 2011 года).
В этой связи, предлагается внести ряд дополнений в действующий Закон Санкт-Петербурга «О контрольных функциях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» в целях интеграции его в современную систему российского законодательства.
Так, предлагаемый законопроектом порядок создания контрольной группы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга полностью соответствует порядку формирования комиссии по парламентскому расследованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотренному статьей 9 Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Принцип формирования — равное число представителей от каждой депутатской фракции — основан на необходимости совместной политической ответственности за системную борьбу с коррупцией как со стороны власти, так и со стороны оппозиции.
Аналогичным образом регулируется вопрос об установлении ответственности за отказ от предоставления контрольной группе необходимой информации, за уклонение от такого предоставления либо за предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений, либо за неявку на заседание контрольной группы без уважительных причин должностных лиц (статья 23 Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»).
Важнейшим средством обеспечения открытости и транспарентности в деятельности контрольной группы является возможность для каждого члена данного рабочего органа изложить свою позицию в форме особого мнения.
Принятие настоящего законопроекта объективно повысит роль и значение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, как системе ветвей власти, так и в общеполитической жизни Санкт-Петербурга, будет способствовать диалогу между властью и обществом.
Депутат
М.Л.Резник