Народный сход на Лахтинской улице собрал сотни горожан, возмущенных уничтожением барельефа Мефистофеля //СМИ

Народный сход на Лахтинской улице собрал сотни горожан, возмущенных уничтожением барельефа Мефистофеля. Так массово петербуржцы не защищали город со времен «Охта-центра» и гостиницы «Англетер».

Народный сход у дома Лишневского на Лахтинской улице, по разным оценкам, собрал от 200 до 500 человек. Горожане пришли выразить возмущение акцией вандалов. 26 августа неизвестные сбили барельеф Мефистофеля, взиравшего с высоты 6 этажа на строящуюся церковь Ксении Петербургской.

Неделю назад об архитекторе Александре Лишневском знали единицы, а клуб любителей творчества архитектора не мог и рассчитывать на сколь-нибудь массовую аудиторию. Но к часу дня вокруг дома на Лахтинской, 24, собралось несколько сотен человек. Людская масса то и дело вываливалась с тротуара на проезжую часть. Но там горожан оттесняли гаишники.

Все ждали появления распечатанного изображения Мефистофеля, главного символа и действующего лица народного схода. По сюжету, фотографию должны были закрепить на месте утерянного барельефа.

Идею выдвинул историк архитектуры Вадим Басс. «С уродами, вероятно, надо бороться на их поле. Символическое – так символическое. Если они будут понимать, что уничтожение материала не означает уничтожения образов – может, заткнутся. А то пойдут цензурировать дальше», – написал он в Facebook. Предложение поддержали активисты. Кто-то взял на себя печать фотографии, кто-то – поиск промышленного альпиниста.

Однако еще до начала схода идея начала проваливаться. Внезапно перестал брать трубку сотрудник ЖКС, с которым вроде бы договорились о допуске на крышу. А перед самым началом мероприятия был дан и вовсе плохой знак – появился замглавы районной администрации Андрей Цибиногин.

Вешать фотографию без согласования – не лучшая идея, сообщил он. Сначала надо обследовать место и убедиться, что ее удастся хорошо закрепить. Иначе это может быть небезопасно для прохожих. «Придираются», – буркнул под нос журналист Павел Лобков. Но позже – и вовсе выяснилось, что все выходы на кровлю закрыты новенькими замками.

И все же появление Мефистофеля, отпечатанного на пенокартоне, собравшиеся встретили овациями. Депутаты не растерялись – зажигали толпу, стоя на табуретке. Борис Вишневский звал на следующий митинг, клеймили вандалов Александр Кобринский и Максим Резник.

Докричаться до избирателей народным избранникам было нелегко. «Покиньте проезжую часть», – перебивали их мегафоны полиции. Правоохранители пеклись о безопасности. «Могли бы и улицу перекрыть», – высказался мужчина по-соседству. «Да какой! Пустили по кругу одни и те же машины, специально ездят», – ответил его собеседник.

В десятке метров от импровизированной сцены депутатов уже было не расслышать. Но люди не расходились. Горожане вспоминали, как Ленинград защищали в блокаду.

— Вы чего-то ждете от схода?
– К сожалению, ничего. Просто больно, обидно от произвола и безнаказанности. Этот дом стоит сто лет, а этот (строящаяся церковь Ксении Петербургской – Прим. ред.) – может быть, год, – поделился с «Фонтанкой» участник Филипп.
— То же самое было в фашистской Германии, когда необразованные молодчики при попустительстве властей сжигали книги и уничтожали произведения искусства, – с недовольством вмешался Георгий Егоров.

Среди участников схода обнаружился глава КГИОП Сергей Макаров. Как оказалось, он был не против размещения фотографии на фасаде. В конце концов, это частая практика при реставрации. Но за безопасность горожан тоже беспокоился.

— Почему Вы сюда пришли? – поинтересовался корреспондент.
– Посмотреть, что будет. И потом я пришел с фирмой, которая готова восстановить барельеф за свой счет, – объяснил Макаров.

Реставраторы действительно нашлись поблизости. Восстановить скульптуру можно с большой точностью. Главное – получить сохранившиеся исторические фрагменты, чтобы изучить и использовать авторский материал, объяснил директор мастерской «Наследие» Юрий Щедров. Фирма практически специализируется на разбитых объектах. Она восстанавливала носовую скульптуру «Витязь», уроненную с высоты 3 метров при переезде Центрального военно-морского музея, и изуродованный вандалом монумент солдату в поселке Толмачево под Лугой.

Неплохо было бы заодно отреставрировать и весь фасад, задумчиво посмотрел на Дом Лишневского Сергей Макаров. На нем кирпичная кладка выглядывает из проплешин от обвалившейся штукатурки, а на уступах прорастают деревья. Но ремонт жилых домов – теперь вотчина Фонда капремонта. А в программе дом записан на 2021-й год.

Спустя час после начала схода жители начали расходиться. Эксцессов не случилось. Правда, участников все же развлек помощник депутата Виталия Милонова – Александр Мохнаткин. Как оказалось, он живет «в четырех домах» от Дома Лишневского.

«Барельеф Мефистофеля был сделан человеком, который, похоже, ненавидел православие. Он не мог не знать, что на этой улице жила блаженная матушка Ксения Петербургская. И установил скульптуру на своем доме намеренно», – высказал соображения Мохнаткин. О реставрации декора и речи быть не может. «Я считаю, что восстановление будет разжиганием межрелигиозной розни», заявил он.

Дискуссия больше напоминала троллинг, но в мгновение собрала вокруг помощника депутата толпу. Сбивать маскарон, наверное, было неправильно, с сомнением сказал Мохнаткин в итоге. Но все же Мефистофелю на Лахтинской улице не место. И надо было бы написать письмо куда следует, чтобы декор сняли и перенесли в музей.

Тема уничтожения исторического наследия давно не поднимала такой волны негодования в Петербурге. Горожан не трогал ни снос дома Мордвиновых на Театральной площади, ни демонтаж большей части Никольских рядов. На улицу заставил выйти только проект строительства «Охта-центра».

Нет-нет, а ораторы митинга все же вспоминали старые добрые протесты 1980-х. Тогда митинги за сохранение исторического наследия собирали тысячи ленинградцев. И именно из них выросло петербургское градозащитное движение.

Первым примером стал Дом Дельвига на Владимирской площади. В октябре 1986-го года «Группе спасения» удалось собрать около 3 тысяч человек в его защиту. «Это первый свободный митинг, который был проведен независимо от властей и не был разогнан», – вспоминает один из основателей организации, ныне депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Тогда дом Дельвига удалось отстоять.

Следующий, еще более громкий протест разразился в марте 1987-го. Горожане пришли защищать от сноса гостиницу «Англетер» на Исаакиевской площади. Для многих здание являлось не только архитектурной ценностью, но и исторической. Здесь закончились дни поэта Сергея Есенина.

Митинг продолжался трое суток. Активисты дежурили даже ночью. За это время на площади побывало около 20 тысяч человек. А 18 марта в город ввели внутренние войска, оттеснили людей от «Англетера» и снесли здание.

«Мы выступили, фактически не имея шансов, когда сделать было уже почти ничего нельзя. Я знал это с самого начала. Контракт на реконструкцию был уже подписан, и его разрыв означал большие потери для бюджета РСФСР. Партия потерять деньги бы не позволила», – говорит Ковалев.

И все же политик считает – нынешний сход с «теми», «прошлыми» уже не имеет ничего общего. На этот раз горожане выступают против идеологии и «православнутых», которые занимаются разрушением из идеологических соображений. А тогда люди выступали за культуру.

Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»

Источник

r
Фото: http://alex-cherny-ph.livejournal.com/123929.html

Сотни петербуржцев вышли в субботу к дому Лишневского, лишившегося скульптуры Мефистофеля. Народный сход собрал почти тысячу горожан, передает корреспондент Федерального агентства новостей.

По словам одного из организаторов схода, депутата городского ЗакСа Александра Кобринского, сегодняшнее мероприятие — «просто стихийный порыв» людей, которые не согласны с тем, что произошло. «К сожалению акты вандализма встречаются по всему миру, и везде собираются люди, чтобы показать, что они против и готовы этому противостоять. Мы хотим сказать, что это вызов не только управляющей компании дома, а вызов всему Петербургу», — сказал Кобринский корреспонденту ФАН.

Акция прошла очень по-питерски: микрофона и организованной сцены не было, все выступающие вставали на табуретку для того, чтобы взять слово. На митинг активисты привезли баннер с изображением сбитого Мефистофеля. Изначально полотнище хотели повесить на место сбитого барельефа, но полиция не допустила активистов на крышу, объяснив запрет правилами безопасности. В результате баннер повесили на фасаде дома, на уровне первого этажа.

«Мы надеемся, что баннер будет висеть здесь до того времени, пока памятник не будет восстановлен. Надеюсь, мы дадим отпор этим талибам, которые разрушают наше национальное достояние», — отметил Кобринский. До начала митинга по периметру узкой улицы ходил Андрей Цибиногин, заместитель главы администрации Петроградского района. Собравшимся журналистам он так и заявил: «повешения не будет», имея в виду баннер. Над крышей дома полчаса кружил квадрокоптер.

Кобринский пояснил, что с его помощью активисты проводят точные замеры, «чтобы восстанавливаемая скульптура соответствовала оригиналу не только внешне по фотографиям, но и по размерам». Посетил митинг и депутат ЗакСа Борис Вишневский. Парламентарий отметил, что не ожидал такой реакции и такого внушительного количества людей, и вспомнил еще несколько случаев вандализма из прошлого. «Каждый раз издевательства над нашим любимым городом не вызывали такой реакции. Давайте будем так же неравнодушны к любому вандализму. Разрушение этого барельефа превратилось в последнюю каплю, которая сорвала эту лавину. Я не помню такого же возмущения, как сейчас», — прзнался «яблочник».

Когда на табуретку поднялся депутат Максим Резник, над толпой возвысился баннер, сорвавший аплодисменты и крики «Свободу Мефистофелю!». «Нет сомнений, что то, что произошло на этом месте, — это новая форма вандализма. Это организованный, спланированный вандализм. Очень символично, что такие изображения появляются на этом месте. Значит, никакие усилия вандалов и мракобесов и никакие их жестокие преступления против Петербурга не достигнут цели. Мы победим!», — кричал Резник.

От лица потомков архитекторов Александра Лишневского было зачитано официальное обращение: «Архитектор Лишневский при жизни только однажды стал свидетелем того, как было снесено построенное им здание – дом на Зверинской, 27. Но эта утрата произошла в годы лихолетья, в 20-е годы прошлого века, когда сгоревшую постройку не было возможности восстановить, и ее вынуждены были разобрать по кирпичику. Другие дома архитектора, к счастью, сохранились до наших дней». Присутствующим также напомнили, что после революции Лишневский активно участвовал в работе комитетов по сохранению художественного облика нашего города. Он не боялся вступать в полемику с «сильными мира сего».

В обращении потомки архитектора с горечью задаются вопросом, кому мог помешать демон на фасаде здания: «Он сидел здесь в годы революционных потрясений, в годы мировых войн – никому не мешал. Кого напугал он сейчас? Кто увидел в лепном существе угрозу?». Митинг прошел без происшествий, обошлось без задержаний. Депутаты обещали в скором времени организовать еще одну акцию в защиту демона.

Источник

Порядка тысячи человек собрал сход на Лахтинской, 24 «Северная Пальмира против вандалов». Полиция просила не выходить на проезжую часть и не разворачивать плакаты, потому что «акция не санкционированная», в остальном не препятствовала собравшимся. Но воспрепятствовали коммунальщики Жилкомсервиса №2 Петроградского района.
Жилкомсервис №2 не открыл чердак для Мефистофеля

За сутки до схода была договоренность, что коммунальные службы пустят на чердак дома промышленных альпинистов, чтобы водрузить фотографию уничтоженного вандалами горельефа Мефистофеля. Накануне Амрахов Мазахир Гамза-Оглы, начальник ЖЭС №2 (Жилищно-эксплуатационной службы № 2), подразделения ООО Жилкомсервис №2 Петроградского района, на связь выходить перестал, и ключей достать не удалось. Поэтому огромное фото сбитого 26 августа 2015 горельефа попытаются водрузить лишь в понедельник, 31 августа.

Сегодня замглавы Петроградского района говорил депутату Борису Вишневскому на сходе: «Повешение не разрешаю». Хотя председатель КГИОП Сергей Макаров был не против, так как это не является нарушением с точки зрения охраны памятников.

Над домом поднялся беспилотник, чтобы сделать измерения для воссоздания Мефистофеля. И начался сход. Люди выступали, стоя на табуретке, вынесенной жильцами. У выступавших не было никакого звукоусилителя.

Несогласованный стихийный митинг открыл депутат ЗакСа Петербурга Александр Кобринский, профессор русской литературы, доктор филологических наук: «Люди выходят, чтобы показать, что плюнули в лицо всем петербуржцам, дадим отпор хунвейбинам, разрушающим наше национальное достояние».

«Мечтаю о том, что такую же реакцию у вас будет вызывать надругательство над любым памятником в нашем городе, – сказал депутат Борис Вишневский. – Только что начали разрушать исторический дом Мордвиновых на Театральной площади – там стояли в пикетах три градозащитника, пара депутатов сделали запросы, несколько СМИ написали и всё. Почти не заметили перед этим разрушения Аракчеевских казарм, дома Штакеншнейдера, чуть не искалечили Конюшенное ведомство – все эти издевательства над городом не собирали и десятой доли пришедших сегодня». Депутат призвал не быть равнодушными к любому случаю издевательства над Петербургом.

Казус Мефистофеля стал каплей, переполнившей чашу. Людей оскорбили этим вандализмом. Вишневский сообщил, что будет подана заявка на общегородской митинг в защиту Петербурга. «Как победили Охта-центр, так защитим город», –сказал депутат-яблочник.

Максим Резник, еще один оппозиционный депутат петербургского парламента, назвал историю с Мефистофелем «организованным и спланированным вандализмом».

«Усилия вандалов и их преступления против культурного кода нашего города не достигнут цели, мы победим, – сказал, стоя на табуретке, Резник. – И с Исаакиевским собором, и в принципе».

Журналистка Светлана Кульчицкая напомнила о том, что перестройка в Ленинграде, начались 19 октября 1986. Тогда возмущение возможным сносом дома Дельвига всколыхнуло город, вывело на улицы известных людей, как сегодня, и вызвало массовое стихийное протестное движение. Через 29 лет ситуация может повториться.

Михаил Новицкий расчехлил гитару и спел свою песню про Петроградскую сторону, жителем которой он является, здесь «в каждом доме не спит художник, в каждом камне хрипит война». А потом хит борьбы с Газоскребом – песню «Это наш город», не раз исполнявшийся хором на митингах припев:

«Это наш город, это наш город,
Мы его в обиду не дадим,
Это наш город, это наш город,
От вандалов диких защитим.
Это наш город, это наш город,
Он живой,
Не печалься — мы с тобой!»

Иосиф Скаковский из движения «Солидарность» напомнил, что «мы пришли сюда не только защищать Петербург, а защищать светскую культуру в Петербурге и в стране».

Родственники архитектора Лишневского, у дома которого происходил сход, прийти не смогли, но прислали обращение, которое мы публикуем полностью: «Архитектор Лишневский при жизни только однажды стал свидетелем того, как было снесено построенное им здание – дом на Зверинской, 27. Но эта утрата произошла в годы лихолетья, в 20-е годы прошлого века, когда сгоревшую постройку не было возможности восстановить, и её вынуждены были разобрать по кирпичику. Другие дома архитектора, к счастью, сохранились до наших дней.

Александр Львович после революции принимал активное участие в комитетах по сохранению художественного облика нашего города. Он не боялся вступать в полемику с «сильными мира «. И по воспоминанию семьи на одном заседании, где присутствовал Киров, Сергей Миронович, не найдя глазами Лишневского, спросил: «Где этот вредный, неугомонный, старикан»?
К большому сожалению, потомки Лишневского стали свидетелями серьёзного обеднения облика другого здания, построенного их предком – на этот раз в мирное время. Среди бела дня кувалдой сокрушён столетний Мефистофель дома на Лахтинской. Сделанный талантливо и на совесть прочно, он сидел здесь в годы революционных потрясений, в годы мировых войн – никому не мешал. Кого напугал он сейчас? Кто увидел в лепном существе угрозу?
И семья Лишневского благодарны всем неравнодушным к наследию и творчеству их предка, всем, кто принял участие в выяснении обстоятельств гибели яркого памятника декоративной скульптуры Петербурга. Низкий поклон всем этим сильным духом людям с отзывчивым сердцем!».

Выступления продолжались около сорока минут. Никто не был задержан.

Галина Артеменко, Когита!ру

Источник

амглавы Петроградского района Петербурга Андрей Цибиногин запретил участникам народного схода у Дома с Мефистофелем повесить на месте уничтоженного горельефа демона баннер с его фотографией. Об этом сообщает «Новая газета». Сотрудники коммунальных служб, в свою очередь, отказались дать демонстрантам ключи от чердака, чтобы те смогли вывесить полотнище.

Между тем, как рассказал участникам схода депутат городского заксобрания от «Яблока» Александр Кобринский, как глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, так и руководство «Жилкомсервиса» дали согласие на помещение баннера на здании. Кобринский заверил, что продолжит согласование этого вопроса.

В итоге участники схода ограничились тем, что растянули баннер, стоя у здания. Как передает Фонтанка.Ру, другой депутат заксобрания от «Яблока», Борис Вишневский, уточнил, что вывесить баннер предполагается в начале ближайшей недели. Тогда же, добавил депутат, будет подано уведомление о проведении митинга за сохранение исторической застройки города.

Кобринский, со своей стороны, также рассказал собравшимся, что фирма «Геоскан» намерена с помощью беспилотника провести аэрофотосъемку объекта, чтобы подготовить 3D-модель фасада для создания копии горельефа.

Народный сход в воскресенье собрал 500-600 человек. Акция не была согласована с чиновниками. Тем не менее присутствовавшая полиция вела себя по отношению к гражданам абсолютно лояльно.

Сход продлился около двух часов — примерно с 13 до 15. Помимо Кобринского и Вишневского с речью к собравшимся еще один депутат заксобрания — Максим Резник. Также перед демонстрантами выступил певец Михаил Новицкий. Его песню «Это наш город» участники акции подхватили хором.

Дом с Мефистофелем на Лахтинской улице, построенный в 1910-1911 годах по проекту Александра Лишневского, — памятник архитектуры модерна. Он включен администрацией города в список объектов, представляющих историческую и научную ценность. Горельеф, изображающий демона, был уничтожен в среду. Акт вандализма общественность связала с постройкой напротив здания церкви. Полиция возбудила дело по статье 243 УК (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

В четверг ответственность за преступление взял на себя некто Денис Горчин, представившийся как бывший глава организации «Казаки Санкт-Петербурга». Между тем представители городских казачьих объединений заявили, что такой организации не существует, а казак по фамилии Горчин им не известен.

В субботу стало известно, что заказ на вывоз обломков горельефа на свалку поступил от муниципального депутата района Аптекарский остров, члена президиума генсовета «Единой России» Андрея Бреуса. Исследование найденных на свалке обломков горельефа показало, что скульптура восстановлению не подлежит.

Источник

CNpjJQAW8AATrZ8.jpg large
Фото: https://twitter.com/Vnechay

CNpkxLUWoAIeXMq.jpg large
Фото: https://twitter.com/Vnechay

Народный сход "Северная Пальмира против вандалов" в защиту исторических памятников в Санкт-Петербурге на Лахтинской 24, где несколькими днями ранее неизвестными был уничтожен барельеф Мефистофеля. @ Денис Тарасов для "Новой газеты"

Народный сход «Северная Пальмира против вандалов» в защиту исторических памятников в Санкт-Петербурге на Лахтинской 24, где несколькими днями ранее неизвестными был уничтожен барельеф Мефистофеля. @ Денис Тарасов для «Новой газеты»


Фото: Новая газета

Народный сход "Северная Пальмира против вандалов" в защиту исторических памятников в Санкт-Петербурге на Лахтинской 24, где несколькими днями ранее неизвестными был уничтожен барельеф Мефистофеля. @ Денис Тарасов для "Новой газеты"

Народный сход «Северная Пальмира против вандалов» в защиту исторических памятников в Санкт-Петербурге на Лахтинской 24, где несколькими днями ранее неизвестными был уничтожен барельеф Мефистофеля. @ Денис Тарасов для «Новой газеты»


Фото: Новая газета

В воскресенье, 30 августа, в Санкт-Петербурге на Лахтинской улице прошел народный сход под лозунгом «Северная Пальмира против вандализма».

Северная Пальмира – так нередко именуют Санкт-Петербург. Но в данном случае организаторы схода прежде всего проводили параллели с недавними событиями в сирийской Пальмире, где боевики «Исламского государства» уничтожили ряд скульптурных и архитектурных памятников античности.

А в Санкт-Петербурге 26 августа неизвестные снесли барельеф с изображением Мефистофеля с фасада дома № 24 на Лахтинской улице.

Барельеф работы архитектора Александра Лишневского был установлен в 1911 году и уцелел как во время Октябрьской революции, так и в годы Второй мировой войны. Возмущение общественности вызвал не только сам инцидент, который сразу же был расценен как проявление вандализма, но и отсутствие реакции со стороны городских властей и духовенства.

Лахтинская улица входит в депутатский округ председателя Городского законодательного собрания Санкт-Петербурга «единоросса» Вячеслава Макарова. Но ни его самого, ни его представителей на сходе не было. Городской парламент представляли оппозиционные депутаты Александр Кобринский, Максим Резник и Борис Вишневский. Всего в акции приняло участие, по разным оценкам, от 400 до 700 человек. Сотрудники полиции не препятствовали собравшимся, только просили участников схода не занимать проезжую часть улицы.

«Мефистофель вернется на свое место!»

Согласно установленным правилам, во время народных сходов нельзя пользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Запрещено и использовать партийную символику. Поэтому свои короткие речи ораторы произносили, взобравшись на табурет, а горожане выражали свое отношение к произошедшему с помощью самодельных плакатов следующего содержания: «Оскорбили чувство верующего в искусство», «Церковь, знай свое место», «Черт с вами, а Мефистофель – с нами», «Руки прочь от искусства», «Это был Шаляпин, а черти – в Кремле».

Последний плакат был навеян городской легендой, согласно которой на барельефе работы Лишневского в аллегорической форме изображен Федор Шаляпин в роли Мефистофеля в опере «Фауст». Об этой легенде упомянул и председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник.

«Есть такая версия, что, на самом деле пострадало изображение нашего великого певца, – пояснил Резник. – Но в любом случае, даже если это действительно так, то это несколько меняет угол зрения, но суть остается прежней. Это – спланированный, организованный преступный акт вандализма, замешанный на псевдорелигиозных соображениях и абсолютно мракобесных установках о нетерпимости и дикости».

По мнению Максима Резника, у общественности еще есть возможность остановить волну проявлений вандализма. С ним согласен и активист градозащитного движения бард Михаил Новицкий. «Совершено преступление, и если изображение Мефистофеля не будет восстановлено на прежнем месте, я его сам туда прилеплю! Но я уверен, что существующие технологии позволят по нескольким фотографиям отпечатать новое изображение на принтере в формате 3D. Я думаю, что он (Мефистофель – А.П.) не обидится, что, если раньше он был из гипса, то теперь будет из какого-нибудь другого материала», – пошутил Новицкий.

Одновременно он подчеркнул: «Я не исключаю, что какие-нибудь мракобесы, выдающие себя за русских патриотов, попытаются повторить акт вандализма и с новым изображением. Было ощущение, что мы уже достигли дна в своем падении, но оказалось, что под одним дном может находиться другое, а под ним – еще одно. Но ведь в стране и в нашем городе есть и нормальные люди. Не все – овечье стадо. А эти так называемые “питерские казаки” – просто ряженые клоуны».

Последняя реплика Михаила Новицкого была вызвана сообщением о том, что ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля взяла на себя некая группа, назвавшаяся «петербургскими казаками». Впрочем, никакого подтверждения этому не последовало, а официальные представители петербургского казачества охарактеризовали это заявление как провокацию.

«Мы будем требовать открытого суда над вандалами!»

Согласно одной из версий, уничтожение барельефа с изображением Мефистофеля связано со строительством напротив дома № 24 храма блаженной Ксении Петербургской. Недостроенное здание храма огорожено забором, и из-за этого ширина тротуара с этой стороны заметно сокращена, из-за чего собравшимся на народный сход пришлось собираться поодаль от «дома без Мефистофеля».

В момент выступления депутата Городского законодательного собрания Санкт-Петербурга Александра Кобринского раздались громкие аплодисменты. Оказалось, что собравшиеся приветствуют отпечатанное на цветном принтере двухмерное изображение Мефистофеля в величину оригинала. Его на акцию принесла группа гражданских активистов с тем, чтобы прикрепить на то место под крышей здания, где четыре дня назад еще находилась работа Александра Лишневского.

Однако соответствующего разрешения от властей Петроградского района, где находится Лахтинская улица, получено не было, поэтому отпечатанное на принтере изображение «князя тьмы» прикрепили к оконному проему на первом этаже ос стороны тротуара. Несколько человек положили к загадочно улыбающемуся лику Мефистофеля цветы. Среди них были девушки в футболках со сканированным изображением работы Лишневского и мужчина в черной рубашке с надписью “Je Suis Mephisto”.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Александр Кобринский сообщил, что в ближайший понедельник он и Борис Вишневский намерены подать заявку на проведение городского митинга, во время которого будут подняты наиболее острые проблемы градозащиты. «Надо что-то делать, потому что – вы же видите, что творится! В Москве разносят скульптуры, которые не нравятся так называемой “православной общественности”, до этого у нас на стенах музея Набокова появлялись оскорбительные надписи, были нападки на выставку в Эрмитаже, и так далее», – сказал Кобринский.

«Этих людей необходимо останавливать, и мы будем требовать открытого суда над ними», – подчеркнул депутат.

«То, что было сделано, не имеет никакого отношения к религии!»

Коллега Александра Кобринского по фракции «Яблоко» в городском парламенте Санкт-Петербурга Борис Вишневский ответил на аргументы своих заочных оппонентов, которые в социальных сетях разослали сообщения о том, что снос барельефа с изображением Мефистофеля, это – ответ на действия большевиков, которые «под знаменем сатаны взрывали золотые купола, ломали кресты, жгли храмы, убивали священников и грабили приходы».

Как напомнил Вишневский, «Храмы разрушали не именем “князя тьмы”. Их разрушал тоталитарный советский режим, против которого, кстати, мы как раз и выступали. И когда этот режим рухнул, и ему на смену пришел другой – как мы тогда считали, демократический – мы первые выступали за то, чтобы восстановить разрушенные храмы».

А то, что здесь было сделано, это – вандализм, и не имеет вообще никакого отношения ни к какой религии. Это – объект культурного наследия, предмет его охраны, это – историческая ценность нашего города, подлежащая государственной защите. И те, кто ее уничтожил, это – вандалы, какой бы веры они ни придерживались, и какими бы соображениями они ни руководствовались.

Вот поэтому мы здесь – чтобы этого вандализма не было. И я надеюсь, что каждый раз, когда очередные вандалы поднимут руку на какой-нибудь памятник культуры нашего города, мы будем собираться и протестовать», — уверен Борис Вишневский.

По окончании народного схода собравшиеся обменивались электронными адресами и обещали сообщать друг другу о следующих градозащитных акциях.

Источник



comments powered by Disqus