О возможности применения в СПб альтернативных источников теплоснабжения и децентрализации систем теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения жилого фонда с целью повышения их надежности

Запрос
депутата ЗС Резника Максима Львовича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 24 февраля 2012 года  № 201532-3

Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!

Катастрофа на теплосетях в Колпино заставляет задуматься о надёжности всех инженерных систем, обеспечивающих жилой фонд Санкт-Петербурга.

Очевидно, что масштаб катастрофы с теплоснабжением города Колпино был бы значительно меньше, если бы теплосети не были так централизованы.

В Москве есть опыт применения крышных котельных, предназначенных для теплоснабжении отдельного дома. Кроме повышения надёжности, применение децентрализованного способа отопления и горячего водоснабжения привело бы к сокращению капитальных вложений, к снижению текущих эксплуатационных затрат путем сокращения тепловых потерь, к повышению эффективности использования городской территорий, поскольку отпадает необходимость размещения теплового пункта и теплотрасс на земле.

Кроме того, в городах, находящихся в таких же климатических условиях как Санкт-Петербург, имеется положительный опыт применения для теплоснабжения альтернативных источников энергии. Таких, например, как тепловые насосы.

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в высотных домах выше и последствия их тяжелее. Это связано с возможной остановкой лифтов, отказами в системах отопления, водоснабжения, которые весьма сложны в многоэтажных домах и со сложностью тушения пожаров в таких домах.

Прошу информировать меня какая работа ведётся Администрацией Санкт-Петербурга по оценке возможности применения в Санкт-Петербурга альтернативных источников теплоснабжения, изучается ли возможность децентрализации систем теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, жилого фонда с целью повышения их надёжности.

 

Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева Сергея Анатольевича
депутату ЗС Резнику М. Л.
от 21 марта 2012 года № 201532-3

Уважаемый Максим Львович!

Рассмотрев Ваш запрос от 24.02.2012 № 201532-3 по вопросу применения в Санкт-Петербурге альтернативных источников теплоснабжения, изучению возможности децентрализации систем теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения жилого фонда с целью повышения их надежности, по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, сообщаю следующее.

Правительством Санкт-Петербурга утверждены Отраслевые схемы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, определяющие основные направления и принципы развития систем инженерной инфраструктуры города.

Указанные отраслевые схемы разработаны ведущими Санкт-Петербургскими проектными организациями, которые имеют значительный опыт в области проектирования объектов и систем инженерной инфраструктуры города с учетом требований надежности.

В соответствии с указанными документами дальнейшее развитие систем инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга в сфере электро-, тепло- и водоснабжения планируется в подавляющем большинстве от централизованных систем ресурсоснабжения.

Это связано с рядом объективных факторов жизнедеятельности Санкт-Петербурга как самого северного города мира с населением более одного миллиона человек. Также следует отметить, что децентрализация водоснабжения в Санкт-Петербурге фактически невозможна в связи со сложившимися геологическими условиями.

Действительно, децентрализованные системы энергообеспечения имеют ряд лежащих на поверхности преимуществ: близость расположения к потребителю, отсутствие необходимости строительства и обслуживания систем транспортировки тепловой или электрической энергии до потребителя.

В то же время, централизованные системы элетро- и теплоснабжения обладают рядом существенных достоинств, которого лишены децентрализованные системы:

1. Вывод взрывоопасного технологического оборудования из жилых домов. Указанный фактор приобретает высокую важность с учетом череды катастроф, связанных с взрывами в жилых домах в ряде регионов России.

2. Точечная концентрация вредных выбросов на источниках, где с ними можно эффективно бороться, либо обеспечить необходимую санитарно- защитную зону. Большое число крышных котельных в зимний период приводят к «индустриализации» пейзажа жилого района, связанной с наличием дымов над каждым домом.

3. Возможность организации запасов резервного топлива, что повышает надежность теплоснабжения в случае ограничений поставок газа.

4. Возможность замещать простое сжигание топлива тепловыми отходами производственных циклов, в первую очередь теплового цикла производства электроэнергии на теплоэлектроцентралях (далее — ТЭЦ), что повышает эффективность использования топлива.

5. Относительно гораздо более высокий электрический КПД крупных ТЭЦ по сравнению с агрегатами меньшей мощности, что также повышает эффективность использования топлива.

6. Возможность резервирования оборудования в меньшем объеме за счет наличия технологических связей по сравнению с децентрализованными системами, что снижает капитальные вложения и эксплуатационные затраты.

Следует отметить, что ключевым недостатком организации эксплуатации децентрализованных систем ресурсообеспечения является отсутствие конкретного собственника, так как оборудование является коллективной собственностью жителей. В связи с этим велики риски длительных сроков сбора средств на необходимые крупные ремонты, отсутствия систематического и квалифицированного обслуживания оборудования, запасов необходимых материалов и т.п. С некоторыми из перечисленных проблем граждане уже встречаются при обслуживании многоквартирных домов недобросовестными управляющими компаниями.

Переход к децентрализованным системам ресурсообеспечения с размещением оборудования граждан в каждом многоквартирном жилом доме — переложение ответственности за энергоснабжение и водоснабжение многоквартирного дома на самих жителей.

Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению совместно с Инновационно-технологическим центром города Лахти в 2011 году в рамках проекта, реализованного по программе сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия», была проведена оценка возможности и экономической целесообразности использования низкопотенциальной тепловой энергии земли или воды для нужд отопления зданий Санкт-Петербурга с применением тепловых насосов. Полученные результаты показали, что в настоящее время с учетом сложившихся цен на природный газ, жидкое топливо и электрическую энергию широкомасштабное применение тепловых насосов для нужд отопления многоквартирных зданий экономически не целесообразно. Однако, в случае существенного роста цен на электрическую энергию и газ, применение теплового насосов для нужд отопления может составить серьезную конкуренцию малым котельным.



comments powered by Disqus