Глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского парламента Максим Резник направил письмо в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить законность действий Рособрнадзора в отношении Европейского Университета (ЕУ) в Санкт-Петербурге. Депутат указывает на целый ряд существенных нарушений, которые допустили сотрудники Федеральный службы при проведении проверки одного из лучших ВУЗов страны. В январе этого года университет занял первое место в списке Минобрнауки в категориях «Научно-исследовательская деятельность» и «Финансово-экономическая деятельность».
«Приостановление деятельности Европейского Университета по всем образовательным программам является незаконным и необоснованным и носит характер политического заказа по борьбе с любыми проявлениями свободомыслия», — комментирует ситуацию Максим Резник.
Напомним, в конце марта текущего года судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Татьяна Ресовская удовлетворила иск Рособрнадзора к Европейскому университету в Санкт-Петербурге об аннулировании его лицензии на осуществление образовательной деятельности. Претензии Рособрнадзора сводились к одной основной — вопросу количества преподавателей-практиков на факультете политологии ЕУ.
Текст обращения:
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке
ул. Б. Дмитровка, д. 15а,
ГСП-3, Москва, 125993
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В период с 14.07.2016 по 22.07.2016 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была проведена внеплановая выездная проверка Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге».
По результатам проверки Рособрнадзором было выдано предписание об устранении нарушений №07-55-258/18-Л/З от 22.07.2016г.
В целях оценки исполнения Предписания об устранении нарушений №07-55-258/18-Л/З от 22.07.2016г. Рособрнадзором в период c 24.08.2016г. по 16.09.2016г. была проведена внеплановая документарная проверка Университета.
По итогам внеплановой документарной проверки Рособрнадзором было выдано повторное предписание № 07-55-290/18/Л/З/ПП от 16.09.2016г.
Полагаю, что имеются достаточные основания считать, что при проведении проверок Рособрнадзором были допущены существенные нарушения положений Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 02 мая 2012 г. № 367 и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ).
В нарушение п. 59 Административного регламента, предписание №07-55-258/18-Л/З от 22.07.2016г. и повторное предписание № 07-55-290/18-Л/З/ПП от 16.09.2016г. подписаны неуполномоченным лицом, за пределами своих полномочий.
Предписание №07-55-258/18-Л/З от 22.07.2016г. и повторное предписание № 07-55-290/18-Л/З/ПП от 16.09.2016г., подписанные сотрудником Рособрнадзора — Д.В. Горшковым (советником отдела проведения проверок управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность), являются незаконными, поскольку подписаны и выданы с превышением должностных полномочий, которые определены Административным регламентом, что нарушает права Университета на осуществление образовательной деятельности.
Согласно имеющейся информации, предметом документарной проверки было исполнение предписания Рособрнадзора № 07-55-258/18-Л/З от 22.07.2016г. Замечания поступили в отношении ограниченного круга педагогических работников. Соответственно, в ходе документарной проверки Университетом были представлены трудовые договоры и документы, подтверждающие аттестацию, только на тех педагогических работников, в отношении которых имелись замечания Рособрнадзора, поступившие по итогам внеплановой выездной проверки, указанные в Экспертном заключении и в Акте проверки от 22.07.2016г.
Таким образом, требование Рособрнадзора о предоставлении трудовых договоров и документов, подтверждающих аттестацию всех педагогических работников Университета, содержащееся в Акте проверки от 16.09.2016г., является неправомерным, выходит за рамки проведения проверки и нарушает требования п. 21 ст. 10, п. 11 ст. 11 , п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.
Кроме того, в действиях Рособрнадзора усматривается недобросовестное осуществление своих прав (злоупотребление правом), как государственного органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере образования на основании следующего:
Рособрнадзор делает необоснованные выводы о нарушении со стороны образовательной организации п. 7.2.4 ФГОС ВО по направлениям подготовки магистратуры «Социология» и «Политология», — отсутствуют преподаватели-практики.
На нормативно-правовом уровне в РФ не урегулирован вопрос о том, каким критериям должна соответствовать организация, чтобы ее можно было отнести к числу тех организаций, в которых должен работать соответствующий процент профессорско-преподавательского состава, близкого к данному направлению подготовки. Кроме того, соответствие между деятельностью указанных работников и направленностью (профилем) реализуемых программ магистратуры образовательная организация устанавливает самостоятельно.
При каждой проверке экспертам представлялись справки о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов по каждой образовательной программе. Экспертами Рособрнадзора при проведении проверок применялись различные алгоритмы расчета соответствия количества привлеченных к образовательному процессу профильных работников. Во время проведения проверок Университетом в адрес Рособрнадзора предоставлялись идентичные документы, однако выводы экспертов различны и противоречат друг другу, что свидетельствует о правовой неопределенности и отсутствии единой методики расчета доли преподавателей-практиков.
Законность Распоряжения № 07-3205-07 от 07.12.2016 г. Рособрнадзора «О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге» вызывает сомнения на основании следующего:
Распоряжение издано на основании решения Дзержинского районного суда от 05.12.2016г. по делу № 12-410/16, в связи с неисполнением повторного предписания Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге».
В соответствии с ч. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания контролирующий орган приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности организации полностью или частично.
Рособрнадзором установлено неисполнение повторного предписания только в части нарушений по направлениям подготовки магистратуры «Социология» и «Политология», таким образом, приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Университета по всем образовательным программам является незаконным и необоснованным.
На основании вышеизложенного, прошу:
Провести прокурорскую проверку доводов изложенных в настоящем обращении и в случае их подтверждения принять меры прокурорского реагирования для защиты (восстановления) прав Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге».
О результатах рассмотрения обращения прошу сообщить в адрес Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
С уважением,
Председатель М. Л.Резник