Депутат Максим Резник обнаружил неожиданное: Сампсониевский собор передавался РПЦ, а пользуется им совсем другое юридическое лицо //Фонтанка.ru

Депутат Максим Резник обнаружил неожиданное: Сампсониевский собор передавался РПЦ, а пользуется им совсем другое юридическое лицо, учрежденное десятью гражданами РФ. “Фонтанка” присмотрелась к собственникам приходов Сампсония, Смольного и Исаакия.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник обратился в Счетную палату и Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить законность заключения договоров о передаче музейных фондов ГМП «Исаакиевский собор» в безвозмездное пользование РО «Приход Сампсониевского собора». Законотворца смутило, что запрос о передаче церковного имущества юридически подавала РПЦ, а получила его другая организация.

Согласно тексту распоряжения КИО, запрос в Смольный в 2016 году отправила Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат)», являющаяся дочерней организацией Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Тогда как договор о передаче музейных предметов в пользование заключили уже с юридическим лицом прихода. Учредителем его является вовсе не епархия, а 10 частных лиц, граждан Российской Федерации.

«Музейные предметы, включенные в Государственный музейный фонд (оценочной стоимостью 200 млн рублей) безосновательно переданы сторонней организации», – утверждает Резник в письме к Юрию Чайке и Татьяне Голиковой.

Швея, борец с суевериями и люди с Петроградки

Согласно данным «Спарк-Интерфакс», православный приход Сампсониевского собора возглавляет настоятель Михаил Шкредь (выходец из Мордовии, бывший ключарь Исаакиевского собора, с которым не заладились отношения у музейщиков), учредителями же являются десять граждан. Среди них – Арлюк Тамара Алексеевна (женщину с таким именем всемирная паутина знает как одного из изобретателей способа охлаждения порошкообразных материалов в аппаратах с кипящим слоем) и Быкодорова Марианна Анатольевна (на сайте миссионерского отдела петербургской епархии она обозначена как волонтер епархиальной миссии). На православных ресурсах можно найти ее статью о церковных суевериях, где Марианна Анатольевна утверждает, что работает в церковной лавке и почти каждый день сталкивается с различными заблуждениями верующих. «Современный человек, существующий вне Церкви, уже, как правило, насквозь пропитан всевозможными околоцерковными суевериями. С ними он переступает порог Церкви, а «внутри» его поджидают новые суеверия, уже внутрицерковные. Одно накладывается на другое – и ничего хорошего ожидать не приходится», – пишет прихожанка Сампсония.

Мазнюк Оксана Арсентьевна – еще один учредитель прихода. В начале 2000-х она значилась начальником отдела культуры администрации Петроградского района (тогда этот округ еще не был вотчиной нынешнего спикера ЗакСа Вячеслава Макарова). К Петроградскому району, впрочем, притяжение имеет не она одна: еще один учредитель прихода – Щетинина Алевтина Васильевна – возглавляет коллегиальный исполнительный орган ОАО «Гардинно-кружевная компания», расположенный на улице Чапаева, совладельцем текстильного предприятия является еще один прихожанин – Стеганцев Виктор Иванович.

Учредителем сразу двух приходов числится Шигаревская Людмила Сергеевна. Помимо Сампсониевского собора она участвует в жизни храма Ксении Блаженной также на Петроградской стороне. Иван Анатольевич Малинин до Шкредя был настоятелем Сампсониевского собора, сейчас также является настоятелем храма в Ленинградской области, в деревне Черное. Как рассказывают местные жители, после его ухода верные ему прихожане объединились и регулярно арендуют транспорт, чтобы съездить к своему духовному наставнику в Ленинградскую область.

Включена в число создателей прихода и Мокина Татьяна Михайловна, хранитель иконостаса Сампсония и старший научный сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

По данным «Спарка», приход распоряжался небольшими финансовыми средствами до 2015 года и даже брал небольшие займы (за 2016 год отчетность отсутствует). Что касается, 2017 года, уже после передачи собора РПЦ, то, вероятнее всего, приход должен финансово подняться: посетители храма отмечают, что сейчас внутри можно увидеть нечто похожее на рынок – часть площадей заняли прилавки с афонскими винами, некими мазями будто бы «от всех болезней», а также пирожками всех видов и куличами по 500 рублей. Правда, неизвестно, отразятся ли эти успехи в официальной отчетности.

Та же юридическая техника использована и при передаче Смольного собора: запрос выполнен Санкт-Петербургской епархией, однако пользователем храма является приход, он же несет обязательства по охране музейных ценностей. Состав учредителей прихода Смольного собора еще интереснее. Одним из них является бывший руководитель ГКУ «Управление строительства Ленинградской области» Андрей Алтабаев, он же бывший совладелец компании «Строительное управление» (в послужном списке жилищные комплексы «Суздальский этюд», «Токсово-Школьный», «Токсово-Короткий», «Северный простор», «Олимп», а также жилая застройка территорий Янино во Всеволожском районе, Калининграда и Чехии), а также директор крымской компании по продаже строительных материалов. Вместе с настоятелем Смольного собора Петром Мухиным Алтабаев состоял в ныне ликвидированном дачном партнерстве в Токсово. В числе учредителей прихода и бизнесмен и юрист Дмитрий Волосов, он, в частности, управляет компанией «Ценные бумаги консалтинг», московской компанией по разработке компьютерного оборудования «Профтрейдинг», а также столичной компанией, осуществляющей оптовую торговлю парфюмерными и косметическими товарами. В прошлом Волосов еще и генеральный директор аквапарка «Дельфин», расположенного в Краснодарском крае, но зарегистрированного в Ленобласти, что было причиной судебных разбирательств. Это юридическое лицо, чьим собственником является кипрский офшор, в 2011 году было ликвидировано.

Иерей Виктор Анатольевич Матяшов также является учредителем прихода Смольного и бизнесменом. Например, он – учредитель Торгового дома «Русские деликатесы», торгующего продуктами и табачными изделиями. Также на имя Виктора Анатольевича Матяшова зарегистрированы три товарных знака – «Лунорогая корова», «По моему хотению» и «Русская рыбалка». Бывший гендиректоор ЗАО «РСУ-103», занимавшегося восстановлением монастырей в Ленобласти, имеет точно такие же ФИО. И, кстати, именно Матяшов в свое время фигурировал в СМИ как прихожанин, подавший заявление на строительство храма в парке Малиновка. Тогда против застройки зеленой зоны выступили жители, городские власти после долгих баталий с ними согласились.

В 2015 году приход Смольного собора, судя по официальной отчетности, имел на балансе всего 5 тысяч рублей и другими деньгами не распоряжался.

Финансовые средства прихода Исаакия тоже невелики, хотя и в 10 раз превышают активы Сампсония и в 30 – Смольного. В 2015 году на балансе организации числилось 150 тысяч рублей. С юрлицом даже пытался судиться Ростелеком, пытаясь взыскать долг, однако, судя по картотеке Арбитражного суда, почему-то от иска отказался.

Если предполагать, что передача Исаакиевского собора состоится по той же схеме, что и Смольного и Сампсония, то управлять символом Петербурга будут: Миналь Георгий Николаевич (ключарь храма до 2015 года), Ильина Людмила Ивановна (всемирная сеть выдает слишком много однофамильцев, чтобы говорить о Людмиле Ивановне с определенностью ) и Каранаева Наталья Владимировна (помимо прихода она еще руководит двумя садоводствами «Восход» в Кировском районе Ленобласти и православной школой). В Сети можно найти комментарии Каранаевой о жизни семинарии, которой она руководит, среди прочего она возмущается отсутствием финансирования ее учреждения со стороны государства: «Мы одиннадцать лет работаем не покладая рук, подготавливая для государства образованного человека: хорошего, честного, воспитанного, православного… Мы отдаем результат этого труда обществу бесплатно! Так почему государство не может обратить на нас внимание и дать нам денег на развитие школы?» – рассуждает она на страницах епархиального издания «Вода живая».

Недоумение и власть

Ранее депутат Максим Резник, изучая документы о передаче Сампсониевского собора РПЦ, обнаружил и другой юридический пробел, из-за которого храм, по мнению парламентария, должен был остаться в составе музея: прекращение прав на музейные объекты регламентируется законом «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», где содержится охранная норма, допускающая изъятие собственником закрепленного за музеем имущества только в случае его использования не по назначению или ликвидации музея (ни первого, ни второго не произошло).

В секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии на это отреагировали эмоционально:

«Мы с недоумением смотрим на действия, которые предпринимаются, в то время как все официальные документы уже подписаны и согласованы на всех уровнях. Официальная передача Сампсониевского собора прошла еще 5 февраля. Нам не очень понятна эта активность», — заявила СМИ руководитель сектора коммуникаций Наталья Родоманова. По ее мнению, кто-то просто хочет привлечь к себе внимание, устраивая «бурю в стакане».

Глава юридической службы РПЦ Ксения Чернега нашла другой ответ, посоветовав пользоваться положениями Гражданского кодекса, а не вышеуказанного закона. «Одним из оснований прекращения права собственности является отказ собственника от права собственности (п. 1 ст. 235 ГК). Соответственно, и право оперативного управления недвижимостью может быть прекращено в случае отказа правообладателя от этого права. Данные положения Гражданского кодекса применяются и в отношении недвижимости, которая находится в оперативном управлении государственных музеев.

И хотя Федеральный закон «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации» данных положений не содержит, однако это вовсе не означает, что они не подлежат применению в отношении недвижимости, закрепленной за музеями», – сообщила она «Фонтанке».

Также Чернега прокомментировала и новые претензии со стороны петербургского парламентария. Она сослалась на пункт 11 постановления правительства №490 от 30 июня 2001 года, согласно которому «музейные предметы и музейные коллекции … по договору, заключаемому с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией и утверждаемых соответственно Министерством культуры Российской Федерации … могут быть переданы религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также могут быть предоставлены ей в совместное с иными организациями использование». «Договор, согласно которому приход берет на себя обязательства по музейным ценностям, в любом случае согласовывается и утверждается вышестоящей религиозной организацией, поэтому здесь нет никаких противоречий. Кроме того, закон не запрещает передать здание одной религиозной организации, а музейные ценности – другой».

«Фонтанка» спросила мнения и других представителей юридического сообщества, однако они разделились. Одни сочли, что в рамках передачи Сампсониевского собора нужно было заключать трехсторонний договор, а также должна была быть опубликована заявка со стороны прихода по передаче им музейных объектов. Другие же, напротив, отметили, что приход, как структурное подразделение РПЦ, не имеет никакой самостоятельной власти, а значит, не должен был писать никаких заявлений. «По уставу РПЦ архиерей является одним из тех, кто имеет право управлять приходом, и, даже если это отдельное юрлицо с другими учредителями, они все равно зависят от епархии, которая заявку и подавала», – отметил в разговоре с «Фонтанкой» адвокат Игорь Ан.

Интересно, что до 2009 года Устав РПЦ предполагал большую самостоятельность приходов. Бывали даже случаи, когда они уходили из-под власти Московского патриархата, рассказали «Фонтанке» собеседники, близкие к петербургской епархии:

«Каждое десятилетия вертикаль власти РПЦ все ужесточалась и ужесточалась. В 1988 году Устав передал приходы под контроль епископа, в 1998-м – архиерейский контроль лишил приходы самостоятельности. В 2009 году – закрепили новые нормы. Все дело в том, что до этого приходы, еще имея малейшие полномочия, иногда ссорились с епархией и, бывало и такое, вместе со всеми правами на здания и прочим имуществом переходили в Греческую церковь. Изменения 2009 года полностью убили эту возможность».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Источник



comments powered by Disqus