Заявление фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга по проекту Закона Санкт-Петербурга «О бюджете на 2013 год и плановый период 2014-15 годов» (первое чтение)
Фракция «ЯБЛОКО» не считает возможным поддержать в первом чтении проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете на 2013 год и плановый период 2014-15 годов» по целому ряду существенных причин.
В проекте бюджета есть несколько позитивных моментов. Его дефицит меньше, чем в 2012 году, а удельный вес расходов на образование, социальную политику, охрану окружающей среды вырос по сравнению с бюджетом 2012 года. Увеличены расходы на расселение коммунальных квартир (на чем «Яблоко» настаивало еще при корректировке бюджета на 2012 год, но не получило поддержки парламентского большинства и администрации города).
К сожалению, этим положительные стороны представленного нам бюджета и ограничиваются, и начинаются серьезные недостатки.
1. Бюджет, — вопреки федеральному законодательству о бюджетном процессе, и вопреки даже бюджетному посланию Президента Владимира Путина, — является закрытым для общественного обсуждения, непрозрачным, необоснованным и построенным на основе произвольно выбранных приоритетов. Проект закона о бюджете был представлен в Законодательное Собрание 5 октября. При этом только 22 октября, — за два дня до голосования, — депутаты смогли получить пояснительную записку к нему и сам проект бюджета в электронном виде. Однако он представлен таком формате, что исключает возможность его анализа.
Излишне говорить, что жители Санкт-Петербурга тем более были лишены возможности подробно ознакомиться с документами, в соответствии с которыми предлагается расходовать в течение года собранные с них деньги. Абсурдное «заочное проведение слушаний» по проекту закона о бюджете практически исключило какую-либо возможность городского сообщества обсуждать этот закон. Между тем, в этом году самым значительным источником формирования доходной части бюджета является именно налог на доходы физических лиц – тех самых жителей города, которые фактически отстранены от влияния на бюджет.
2. Заложенные в бюджет приоритеты – случайны и хаотичны, они практически никак не связаны с реальными потребностями города и представлениями горожан. С одной стороны, в нем в явно недостаточной степени закладываются расходы на строительство новых линий и станций метрополитена (они в десять раз меньше, чем в Москве). С другой – предусматриваются гигантские расходы на строительство нового стадиона для футбольного клуба, принадлежащего одной из крупнейших компаний не только в России, но и в мире, и безусловно, имеющей возможность финансировать это строительство самостоятельно, в соответствии с мировой практикой.
3. Представленный нам бюджет непрозрачен – большая часть его расходов скрыта за предельно общими и обтекаемыми формулировками, не позволяющими установить, на какие конкретные цели будут направлены деньги. Только 7% расходов бюджета направляется на реализацию долгосрочных целевых программ, в соответствии с программно-целевым подходом (стоит заметить, что треть субъектов Федерации полностью перешли на этот подход при формировании бюджета).
4. Вызывает большие сомнения обоснованность бюджетных доходов, заложенных в проект. В действующем бюджете на 2012 годы и плановый период 2013 и 2014 годов планировалось, что в 2013 году доходы от налога на прибыль составят 145 млрд. рублей. Сейчас внесен проект, где эти доходы планируются в сумме лишь 92 млрд. рублей. Меньше, чем в планах, закрепленных городским законом еще в мае 2012 года (при последней корректировке бюджета) оказываются поступления от налога на доходы физических лиц и налога на имущество, что не поддается разумному объяснению. Что касается налога на прибыль, то администрация ссылается на падение поступлений от нефтегазовых компаний и изменение системы налогообложения.
Однако, крупнейший плательщик – ОАО «Газпромнефть», — согласно его же собственному отчету, в первом полугодии 2012 года практически не снизил темпы получения прибыли, и образовал собственную консолидированию группу налогоплательщиков, что означает сохранение им прежней системы уплаты налогов в бюджет Санкт-Петербурга. Также необходимо отметить, что прогноз социально-экономического развития на 2013 год утверждался правительством Санкт-Петербурга 15.08.2012 года, в то время как проект закона о бюджете – 2.10.2012 года. Это не просто нарушает статью 173 Бюджетного кодекса РФ, обязывающую исполнительный орган утверждать эти документы одновременно.
Это означает, что проект бюджета формировался на основе устаревшего (и значит – уже недостоверного на день его принятия правительством) прогноза, впоследствии не был скорректирован, как это следует из Бюджетного кодекса РФ, и следовательно – сам по себе является недостоверным.
5. Ничем не лучше и обоснованность бюджетных расходов. Все вы помните взрыв негодования, вызванный заказом на покупку жалюзи для зала заседаний Законодательного Собрания за 4 млн. рублей. Но что скажут автомобилисты, увидев, что под 8 млрд. руб. субсидий на возмещение затрат на содержание дорог Комитет по благоустройству прикладывает четыре листа обоснований, сводящихся к перемножению обслуживаемой площади дорожных покрытий и удельных затрат на их содержание?
6. В корне неверной является процедура формирования бюджета, когда при втором чтении вносится поправка губернатора, существенно меняющая и доходы, и расходы, но при этом уже не подлежащая подробному обсуждению депутатами. Затем принимается «поправка БФК», состоящая из предложений тех депутатов, которые готовы голосовать за бюджет и в обмен на лояльность получают возможность гарантированно провести свои поправки. Затем, — следующей весной, — бюджет еще раз существенно меняется.
7. Следует отметить целый ряд недостатков, связанных с отдельными расходами бюджета. Так, 90% расходов, выделенных на Комитет по благоустройству – это субсидии (например, на возмещение расходов на содержание дорог: 8 млрд. рублей), выделяемые вне конкурсных процедур. При общем уменьшении расходов бюджета по сравнению с 2012 годом на 3% наблюдается рост расходов на содержание органов исполнительной власти на 4%.
Предусматриваются расходы в размере 1 млрд. рублей на несуществующую программу по сохранению исторического центра города. Мы уверены в необычайной важности этих расходов, но они должны быть представлены в конкретной форме, а не в той, что допускает разбазаривание этих средств.
В течение двух лет выделяется ежегодно по 5 млрд. рублей на строительство нового стадиона – без какой-либо попытки привлечь к финансированию ОАО «Газпром».
При этом администрацией отвергается предложение «Яблока» о продлении на 1 час времени работы метрополитена, поддержанное более чем 30 тысячами горожан, и требующее не более 500 млн. рублей из бюджета ежегодно.
Мы считаем, что представленный проект бюджета не соответствует современным требованиям, не отвечает на запрос общества, ибо никак не связан с актуальными потребностями граждан Санкт-Петербурга, с их представлениями о том, каким они хотят видеть свой город. Главной особенностью проекта бюджета является закрытость, непрозрачность информации, недопущение налогоплательщиков, экспертов и гражданского общества к каким-либо материалам и обоснованиям бюджетных расчетов, и фактическое устранение жителей из бюджетного процесса.
Бюджет города Санкт-Петербурга на 2013 год не соответствует требованиям Бюджетного послания Президента России. Таким не может и не должен быть бюджет современного российского мегаполиса, каким мы видим наш Санкт-Петербург. Отклонение этого проекта бюджета и направление его на доработку означало бы, что петербургский парламент способен учитывать современные требования к эффективности бюджетного процесса, снижению уровня коррупции, соблюдению стандартов прозрачности и подотчетности власти.
Фракция «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга не может поддержать представленный проект бюджета на 2013 год в первом чтении, однако готова к системному и профессиональному сотрудничеству в деле его улучшения.
Руководитель фракции «ЯБЛОКО»
Г.А. Явлинский