Вчера, 16 сентября, в петербургском ЗакСе прошло первое в новой сессии заседание, на котором в числе прочих законопроектов обсуждались изменения в закон о бюджетном процессе. Одним из ключевых пунктов было согласование депутатских поправок, направленных на сокращение или увеличение поступлений, с получателями этих средств, депутатами и фракциями (исключение — комитеты и комиссии ЗакСа). Данное предложение было встречено шквалом критики со стороны парламентариев, одни называли поправку неприемлемой, другие — «оскорблением действием». Дискуссию завершил спикер Вячеслав Макаров, который сказал, чтобы от данного пункта «и духу не было» ко второму чтению. Проект был принят за основу.
Для представления корректировок в закон «О бюджетном процессе Санкт-Петербурга» к трибуне ЗакСа вышел вице-губернатор Эдуард Батанов. Среди предложений: отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда правительства теперь предлагается прилагать только к годовому отчету об исполнении бюджета, а ранее нужно было и к ежеквартальным. Кроме того, сумма платежей по обслуживанию госдолга Петербурга не должна теперь превышать 13% от доходной части бюджета города. Ранее сумма не должна была превышать 15%.
Одним из важнейших пунктов проекта партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко считает исключение из перечня полномочий Законодательного собрания установления целей и условий предоставления и расходования субсидий муниципалитетам и участия в распределении этих субсидий между муниципальными бюджетами носит более серьезный характер. «Это серьезный удар по полномочиям депутатов. По факту они не смогут участвовать в распределении субсидий между муниципалитетами»,— говорит юрист.
Однако наиболее бурную реакцию депутатов, независимо от фракций и убеждений, вызвало предложение согласовывать поправки к бюджету в плане сокращения или увеличения объема выделяемых средств с их получателями. Грубо говоря, если депутат считает, что условные 100 млн рублей, которые предполагалось выделить школе на ремонт здания, больше нужны на ремонт больнице, то он должен спросить у школы, не против ли она, что она не получит 100 млн рублей, а потом — у больницы, не против ли она их получить.
Данное предложение вызвало резкую критику еще на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа. Например, лидер фракции Партии роста Оксана Дмитриева заявила, что исполнительная власть что-то перепутала. «Сегодня нам вновь было продемонстрировано полное непонимание сути бюджетного процесса, да еще в форме совершенно абсурдного предложения, противоречащего, кстати, Конституции и Федеральному законодательству о разделении функций исполнительной и законодательной ветвей власти»,— сказала она.
В ходе заседания другие депутаты накинулись на подписавшегося под документом Эдуарда Батанова, который проект представлял. «Вы всерьез думали, что большинство депутатов, не побоюсь этого слова, даже из «Единой России», эту статью не заметят и проглотят?» — спросил лидер фракции «Яблоко» Борис Вишневский. Единоросс Сергей Никешин предложил Смольному заниматься своими делами, а не лезть в регламент парламента. Депутат Максим Резник назвал внесение такого предложения «оскорблением действием» и «театром абсурда», а также заявил, что если парламент предложение примет, то позволит себя унизить. Спикер Вячеслав Макаров сказал, что представители исполнительной власти лишь создают напряжение в ЗакСе, после чего поручил коллегам убрать поправку ко второму чтению. «Чтоб духу ее тут не было»,— громко заявил председатель. Законопроект был принят за основу, а на поправки дана одна неделя.
Господину Батанову приходилось постоянно парировать выпады народных избранников, отвечая, что на поправке никто не настаивает и депутаты вправе ее убрать во втором чтении. Он также отметил, что порой после внесения поправок ЗакСом главные распорядители бюджетных средств с удивлением узнают о своих расходных обязательствах перед получателями. Он также отказался говорить, кто придумал текст законопроекта, но лишь напомнил, что внес его губернатор Петербурга. А под пояснительной запиской стоят подписи самого Эдуарда Батанова и представителя Смольного в ЗакСе — Юрия Шестерикова.
Политолог, доцент кафедры политической психологии Александр Конфисахор считает, что инициатива губернатора — пощечина, на которую Вячеслав Макаров непременно ответит. «Это часть негласной борьбы ЗакСа и Смольного: каждый тянет одеяло на себя и пытается показать, кто в городе хозяин. Я думаю, что на это последует ответ от спикера. ЗакС попытается забрать какую-то часть полномочий городского правительства. Тут Смольный покусился на самое святое право депутатов — вносить поправки в бюджет»,— считает господин Конфисахор. Эксперт также отмечает, что особо трудным было согласовать урезание средств, перечисляемых получателю, так как никто не захочет на это соглашаться.
С ним солидарен и Дмитрий Шевченко. «Инициатива вызывает вопросы в части эффективности. Могу предположить, что она направлена на то, чтобы снизить активность ЗакСа в части урезания расходов, поскольку логично предположить, что ни один получатель бюджетных средств по своей воле не согласится с тем, чтобы ему урезали бюджетное финансирование»,— говорит юрист. Он также подчеркивает, что в числе субъектов парламента, которые могут предлагать правки, значатся комитеты и комиссии парламента, о которых ничего не говорится в проекте закона. Несмотря на заявления отдельных депутатов о том, что законопроект противоречит Конституции и федеральным законам, юрист полагает, что это не так. «Мы говорим о региональном законе, регулирующем порядок принятия бюджета. С точки зрения федерального регулирования, на мой взгляд, инициатива законодательству не противоречит, хотя, повторюсь, ее целесообразность и вызывает массу вопросов с точки зрения логики»,— отметил он.
Олег Дилимбетов
В первое же после лета заседание городского парламента губернаторский законопроект рассорил депутатов и Смольный. Губернатор предложил согласовывать депутатские поправки с правительством. Это вызвало негодование, объединившее оппозицию и «Единую Россию». Единодушие заметил даже спикер Вячеслав Макаров, который отругал вице-губернатора Эдуарда Батанова за созданное в Мариинском дворце «напряжение». И потребовал, чтобы ко второму чтению этот пункт убрали. А о находящемся под арестом по делу о взятке депутате Романе Ковале не было сказано ни слова.
В Мариинском дворце депутаты 16 сентября собрались на первое заседание последнего для этого созыва года. В этот же день журналистов впервые с начала действия ограничительных антивирусных мер пустили в Заксобрание, напомнив о масках и перчатках. В качестве разминки депутаты поспорили между собой по законопроекту об уличных музыкантах, которых полиция в последнее время не просто гоняет, но и штрафует за незаконное занятие земельного участка. Комитет по законодательству предложил ввести исполнителей в правовое поле: определить места для выступлений и прописать порядок согласования таких концертов. Но территориальная привязка к учреждениям культуры и ограничение звукоусиливающей аппаратуры «домашней» мощностью в 60 децибел вызвала опасения, что «против парламента запоет весь Невский»..
Но настоящую бурю вызвал законопроект губернатора, который ограничивает возможность депутатов корректировать бюджет города. Чтобы просто подать поправку, им нужно будет получить «добро» от правительства.
Инициативу презентовал вице-губернатор Эдуард Батанов. «Планировали вместо завтрака, продолжаем после обеда», — посетовал чиновник. Он акцентировал, что «практически все изменения» — это приведение регионального закона в соответствие с федеральным.
Оппозиция очевидно только и ждала, пока им дадут слово, но их опередил единоросс Денис Четырбок. «Вы перечислили в своем выступлении группы поправок, на которые подразделяются эти изменения, но там не хватает еще одной. Её можно было бы так озаглавить примерно: «Курите, депутаты, в сторонке», — едко начал парламентарий. «Мне сложно представить, что кто-то согласится на уменьшение своих бюджетных ассигнований, это уже делает невозможным подачу депутатами поправок по целому ряду важных для города направлений… кому конкретно пришла в голову мысль это предложить?»
«Я думаю, этот вопрос в той или иной форме были готовы задать все записавшиеся. Поэтому отвечаю не только вам, но и всем, кто не успел задать этот вопрос: своих не сдаем», — дерзко ответил вице-губернатор и признался, что в Смольном «допускали, что эта норма вызовет дискуссию».
Единоросс Сергей Никешин, который возглавляет комиссию по городскому хозяйству, припомнил Смольному недоисполнение последние два года адресной инвестиционной программы. «Тогда вы должны приходить к нам и согласовывать — чтобы у нас зеркально соблюдался баланс. Также недоисполняются статьи, которые формируете вы. Значит, приходите к нам согласовывать». Он анонсировал в случае принятия спорной нормы появление политической проблемы: «Для вас, прежде всего, для правительства. Надо оно вам, не знаю».
«Это нарушение Конституции, нарушение полностью идеологии бюджетного процесса. Это вы у нас запрашиваете разрешение на бюджетное ассигнование, а не мы у вас», — подключилась глава фракции Партии Роста Оксана Дмитриева. — Вы пришли к депутатам и просите разрешить тратить деньги, а не мы просим у вас разрешения внести поправку, как эти деньги тратить».
Депутат-справедливоросс Алексей Ковалев призвал на помощь одну из самых строгих статей Уголовного кодекса — до 20 лет лишения свободы. «Несомненно, что норма о согласовании депутатом как представителем народа любой поправки с каким-то назначенным винтиком в системе исполнительной власти — эта норма антиконституционна. За то, что такую норму вписали в проект закона Санкт-Петербурга, немедленно нужно возбуждать уголовное дело по статье о попытке узурпации и захвата власти, нарушении конституционного режима, и то, что вице-губернатор Батанов не выдает этих людей, уже показывает, что они готовятся к переходу на подпольное положение. Можно объявлять розыск!» А коллег призвал «не впадать в холопство» и не принимать предложенную инициативу. И добил чиновников упреком в незнании грамматики.
У лидера «яблочной» фракции Бориса Вишневского, по его собственному признанию, «вставали дыбом остатки волос» при чтении законопроекта. «Администрации надоело отвечать на вопрос, почему они отказываются поддерживать абсолютно логичные поправки, внесенные в интересах жителей. Теперь предлагается сделать так, чтобы даже внести это было нельзя», — отрезал парламентарий. Внесение такого предложения было бы, по его мнению, основанием для немедленного вынесения губернатору недоверия. Вишневский напомнил, что такой проект уже есть и призвал всех желающих подписать его, а еще лучше — принять всем парламентом.
Масла в огонь подлил единоросс Александр Васильев, анонсировав обращение в уставной суд Петербурга с просьбой дать правовую оценку действиям городского правительства. Казалось, больше всего Батанова возмутило сравнение чиновников с «винтиками», которое он посчитал некорректным и неправильным.
«Этот театр абсурда или праздник лицемерия сейчас закончится», — констатировал Максим Резник. И напомнил, что парламент по сути однопартийный, предсказав что «Единая Россия» одобрит то, что так красноречиво сейчас громили её представители.
Вячеслав Макаров взял слово перед голосованием по проекту. Если открывал заседание спикер ЗакСа щедрыми комплиментами в адрес Александра Беглова и правительства за то, как они справлялись с пандемией коронавируса и его последствиями, то на Батанова он обрушился с обвинениями.
«Вы создаете напряжение своими действиями, как взрыв, как хаос, как катастрофа. Вы когда записывали-то понимали это? Понимали! Что вы тут создаете напряжение? Коллеги, я вас всех услышал, единодушие ваше увидел». «А всем советую, приходящим сюда, прежде чем что-то вносить, создавать мне здесь напряжение не надо! — повысил голос спикер. — Если кто-то думает, что мы будем и готовы обсуждать…да никто обсуждать не будет. Уберите её во втором чтении! Чтобы духу её не было, этой статьи! Не создавайте мне напряжение в законодательном собрании Санкт-Петербурга!». Макаров поставил текст на голосование — «за» отдали свои голоса 33 депутата, законопроект был принят в первом чтении.
«Фонтанка» уточнила у представителя губернатора в парламенте Юрия Шестерикова, распространяется ли он и на пресловутую практику «депутатских поправок», в рамках которой законодатели имеют право раздать часть бюджетных средств по своему усмотрению. Распределение средств по «депутатской поправке» — непрозрачный процесс. И его особенности уже привели за решетку двух членов парламента — единороссов Светлану Нестерову и Романа Коваля. Первая была депутатом еще прошлого созыва и успела в 2020 году освободиться по УДО. Коваль, депутат действующего созыва, был арестован и получил статус обвиняемого в августе. На заседании его по понятным причинам не было, однако Вячеслав Макаров никак не прокомментировал обстоятельства отсутствия коллеги.
«В принципе, да, но это немножко другая история. В принципе, это связано. Но весь смысл поправок, которые вносились в бюджетный процесс в этой области, заключается в том, чтобы не вносились дублирующие средства. То есть если уже есть выделенные средства на то или иное расходное обязательство, то нужно исключить дублирование — бывает, возникают такие случаи», — объяснил Шестериков. Член правительства пояснил, что предложение комитета финансов заключалось в том, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств, ввести некий согласующий механизм, чтобы распорядители средств имели возможность гарантированно эти средства освоить.
Сам по себе термин «согласование», который вызвал изжогу и резкую критику депутатов, он может быть неудачен… Может быть, это предложение не вполне корректно было сформулировано, потому что, конечно, депутаты имеют право подавать поправки к любым законопроектам, включая закон о бюджете, и ни с кем не должны их согласовывать. Здесь виделась некая согласительная процедура», — сказал Шестериков. Он пояснил, что не считает это политическим противостоянием Смольного и Заксобрания, добавив, что это было бы так в случае, если бы парламент не принял инициативу в целом. На внесение поправок отвели неделю.
Ирина Корбат
Источник