31 мая 2021 г. в Санкт-Петербурге был задержан общественный деятель Андрей Сергеевич Пивоваров, который привлечен в качестве подозреваемого по возбужденному СУ СК России по Краснодарскому краю уголовному делу по статье 284.1 УК Российской Федерации (осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). Ему вменяется размещение 20 августа 2020 г. общедоступного поста в социальной сети Facebook о проекте «Объединенные демократы», направленном на поддержку определенных кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления во Владимирской, Ивановской, Новгородской областях и Республике Татарстан. Постановлением Первомайского районного суда города Краснодара от 2 июня 2021 г. в отношении А.С.Пивоварова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок до 31 июля 2021 г.
1 июня 2021 г. в Москве были задержаны генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Сектор-2А» Ирина Петровна Ермилова и ее племянник, индивидуальный предприниматель Дмитрий Геннадьевич Гудков, которые привлечены в качестве подозреваемых по возбужденному Главным следственным управлением ГУ МВД России по г. Москве уголовному делу по пункту «б» части второй статьи 165 УК Российской Федерации (причинение имущественного ущерба в размере более одного миллиона рублей путем обмана или злоупотребления доверием).
Им вменяется невыплата ООО «Сектор-2А» в 2017 году арендной платы Департаменту городского имущества города Москвы по договору аренды нежилого помещения, которое, по версии следствия, сдавалось в субаренду.
И Андрей Пивоваров, и Дмитрий Гудков являются известными представителями российской оппозиции и намерены в сентябре баллотироваться в депутаты Государственной Думы VIII созыва.
К уголовной ответственности они привлечены за деяния, которые имели место многие месяцы или годы назад и никак не могли быть обнаружены в последние дни.
Это очевидно преследует цель не защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а создания оппозиционным политикам препятствий для участия в выборах.
Параллельно принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», лишающий пассивного избирательного права новую категорию граждан – лиц, причастных к деятельности организаций, признанных экстремистскими или террористическими.
Поражены в избирательных правах окажутся граждане, являвшиеся учредителями или входившие в руководящий состав таких организаций в любое время в течение трех лет перед их признанием экстремистскими или террористическими, а также являвшиеся участниками, членами, работниками таких организаций или иным образом причастные к их деятельности в течение одного года перед таким признанием.
При этом в понятие причастности включено выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Учитывая, что в настоящее время в Московском городском суде рассматривается административный иск прокуратуры города Москвы о признании экстремистскими созданных Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией, Фонда защиты прав граждан и Общественного движения «Штабы Навального», невозможно не видеть реальной цели нового закона – удаление из политической жизни всех сторонников Алексея Навального.
При этом прокуратура даже не пытается создать видимость законности, публично обвиняя названные организации в «формировании под прикрытием либеральных лозунгов условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации» в целях «создания условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария «цветной революции»».
А в прокурорском заявлении, будто «этими структурами осуществляется деятельность иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной» (но которые при этом не названы!), трудно найти признаки не только законности, но и здравого смысла – «осуществление одной организацией деятельности других организаций» является новым словом как в юриспруденции, так и в лингвистике.
Вместо честной конкуренции в рамках закона власть выбрала полную зачистку политического поля с силовым пресечением деятельности оппонентов. Фактически речь уже идет о приравнивании оппозиционной деятельности к антигосударственной.
Однако демократическое правовое государство немыслимо без легальной оппозиции, которая может выступать против не только отдельных действий и решений высшего руководства страны, но и проводимой им политики в целом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, демократия не допускает монополии на власть и с необходимостью предполагает существование оппозиции, уважение к которой относится к числу конституционных начал.
Особенно опасным для страны является использование правоохранительной и судебной систем в целях решения задач, не имеющих ничего общего с укреплением законности и порядка. Помимо прочего, это разрушает в обществе уважение к праву как таковому, не только дискредитируя государственные институты, но и возрождая уже, казалось бы, забытую атмосферу страха.
Мы считаем возвращение власти в правовое поле, предполагающее реальную политическую конкуренцию, – в том числе на предстоящих в сентябре выборах депутатов Государственной Думы – вопросом, от решения которого, без преувеличения, зависит судьба России, ее дальнейший путь – либо к демократическому развитию, либо к сползанию в диктатуру, не способную решить ни одной проблемы и загоняющую страну в пропасть.
Вести политическую борьбу мирным, невооруженным путем, обеспечивая регулярную сменяемость власти на всех уровнях, – нормально и правильно.
Использовать силу или угрозу силой против политических оппонентов – преступно.
Мы требуем прекращения политических репрессий и обеспечения честных конкурентных выборов с участием представителей всех политических сил.
Е.А. Енгалычева, депутат Московской городской Думы, фракция КПРФ
М.Л. Резник, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Э.Э. Слабунова, депутат Заксобрания Республики Карелия,
фракция «Яблоко»
М.Л. Тимонов, депутат Московской городской Думы, фракция СР.
Л.М. Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания, фракция «Яблоко»