Как распоряжаться полученными, а точнее, недополученными деньгами, не знают и в государственных театрах. Вместо работы над сценариями, творческие работники вынуждены писать совсем не творческие письма. И вспомнить азы арифметики.
Художественным руководителям петербургских театров задали непростую математическую задачу. По указу президента надо поднять зарплату творческим работникам в этом году на 15%, а финансирование из городского бюджета по этой же статье снизили на 10%. Причем, в законности этих действий Смольного сейчас разбирается прокуратура. А как выжить в такой ситуации театрам — пути искали сегодня в Доме актера.
Собрание начали при полном аншлаге, но в крайне напряженном состоянии. Худруки ожидали финансовый вердикт от чиновников городского комитета по культуре. В последний момент исполняющий обязанности председателя прийти отказался. Получился односторонний диалог в стиле — может, кто-нибудь услышит.
Сергей Шуб, директор Петербургского государственного театра «Балтийский дом»:
«На моем веку длинном театральном, где-то около 18 председателей по культуре я знал, но вот такого напряжения между театрами и управленцами даже во времена цензуры, мы вместе как-то делали, понимая, что все мы одной крови».
Юрий Гальцев, художественный руководитель Театра эстрады:
«Не профессиональные люди, не знают, что такое театр, не знают, что сцена, актер, не знают, как договариваться — надо, господа, со всем этим завязывать, спасибо за внимание».
Изменение финансирования формально связано с переходом театров на так называемое бюджетное субсидирование — мол, должны частично зарабатывать сами. Но не такими же жертвами?
Светлана Лаврецова, директор Театра юного зрителя:
«Нам дали заработную плату на уборщиц, на техническую часть, но по творческому составу. Все кто обслуживает показ спектакля, нам недодали. Сколько — нашему театру недодали 4 миллиона 600 тысяч. Это очень большие деньги».
И это при том, что средняя зарплата актеров по культурной столице 12-14 тысяч рублей. Казалось, снижать уже некуда. А, видимо, придется. Одни из самых больших убытков понес бюджет «Санктъ-Петербургъ Опера» — его сократили на 14 миллионов рублей.
Юрий Александров, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера»:
«Раньше над нами москвичи смеялись, когда я называл свою зарплату, аж 32 тысячи рублей. А теперь надо мной смеются в Казани, в Самаре, в Перми!! Там нужно это, а мы в культурной столице — не нужны!»
У Смольного свои расчеты. В этом году по зарплате во всех театрах урезали где-то 10% финансирования, а на новые постановки денег прибавили избирательно. Но в результате, абсолютно все учреждения культуры остались в большом минусе. Повышать оклады актерам теперь придется за счет расходов на премьерные спектакли.
Вадим Зайцев, директор театра им. В.Ф. Комиссаржевской:
«Они хотят философию тряпки и палки? Получат. Как мы будем привлекать зрителя, если мы будем предлагать им бедное искусство. Почему стало понятно, что кино это затратное искусство. Почему театр не должен быть затратный? Ну что от нас хотят — искусство подешевле? Ну, получат!»
В результате, худруки решили обратиться к министру культуры Владимиру Мединскому. И на всякий случай повторно отправить открытое письмо с просьбой пересмотреть финансирование в администрацию города. Самим же резко сократить расходы до вынесения окончательного решения.