Запрос
от группы депутатов ЗС Антипова Сергея Николаевича, Бакулина Владислава Юрьевича, Вишневского Бориса Лазаревича, Гатчина Юрия Арменаковича, Горшечникова Андрея Алексеевича, Дмитриева Владимира Яковлевича, Ковалева Алексея Анатольевича, Кобринского Александра Аркадьевича, Комоловой Ирины Игоревны, Коровина Игоря Владимировича, Кривенченко Анатолия Николаевича, Ложечко Виктора Петровича, Никешина Сергея Николаевича, Нотяга Вячеслава Онуфриевича, Палина Алексея Юрьевича, Резника Максима Львовича, Седейкиене Любови Федоровны, Смирнова Константина Олеговича, Солтана Павла Михайловича, Трохманенко Сергея Владимировича, Шишкиной Марины Анатольевны, Явлинского Григория Алексеевича и Яковлева Максима Эдуардовича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г. С.
от 31 мая 2012 года № 204725-3
Уважаемый Георгий Сергеевич!
В Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поступают многочисленные обращения граждан о нарушении их прав при реализации Закона Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 года № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт- Петербурге» (далее — Закон).
Все эти обращения можно объединить в несколько групп:
1. Ряд решений Правительства Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми дома планируются к сносу, не соответствует основаниям для принятия таких решений, установленных в статье 2 Закона.
Например, дом д.6, корп.2 по 2-й Комсомольской ул. планируется к сносу как трехэтажный объект советской застройки 1960 — 1970-х гг., не имеющий историко-культурной ценности, хотя на самом деле он построен в 1954 году и является четырехэтажным. В квартале 35 района Ржевка индивидуальные жилые дома планируются к сносу как многоквартирные. Можно привести и иные примеры.
2. В соответствии с Жилищным кодексом РФ решение о сносе дома, не являющегося аварийным, может быть принято только его собственниками. Вместе с тем, документация по планировке застроенных территорий разрабатывается, в том числе, на основании Адресного перечня зданий, строений и сооружений, планируемых к сносу в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, и уже предполагает снос домов, включенных в этот Адресный перечень при отсутствии решения собственников.
Также собственникам квартир в таких домах отказывают в формировании и передаче в собственность земельных участков под многоквартирными домами.
3. Значительное число жалоб касается содержания подготовленной или утвержденной документации по планировке застроенных территорий, в отношении которых приняты решения о развитии. На основании анализа такой документации можно сделать вывод о том, что программа во многом носит характер уплотнительной застройки: строительство новых домов зачастую планируется не на свободных земельных участках или на месте снесенных домов, а между сохраняемыми жилыми домами, которые не наделены земельными участками в соответствии с нормативами.
Кроме того, в ряде случаев строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры предполагается в соседних кварталах и в ущерб существующим озелененным территориям.
4. Вопросы возникают и по расчету нагрузки на объекты социальной инфраструктуры. Соответствующие минимальные расчетные показатели утверждены Правительством Санкт-Петербурга исходя из общей площади жилого помещения, которая будет приходиться на 1 жителя по окончании реализации программы — 35 кв. м. Однако предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется по норме 18 кв.м. на одного члена семьи и 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, фактическая плотность населения в квартале окажется значительно выше запланированной, пропорционально возрастет и нагрузка на объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, улично-дорожную сеть.
5. По оценкам экспертов расходы города на создание объектов инженерной инфраструктуры увеличатся по сравнению с запланированным объемом в несколько раз, что представляется проблематичным в условиях дефицита бюджета города.
Также необходимо обратить внимание на то, что Городская комиссия по развитию застроенных территорий не собиралась около года, в связи с чем реализация адресной программы осуществляется без должного контроля и коллегиального обсуждения текущих вопросов.
В связи с вышеизложенным просим сообщить, не считаете ли Вы необходимым приостановить действие Адресной программы развития застроенных территорий и провести повторную оценку документации по планировке застроенных территорий, в отношении которых приняты решения о развитии, а также иных решений, принятых в целях реализации адресной программы?
Ответ
вице-губернатора Санкт-Петербурга Метельского Игоря Михайловича
группе депутатов ЗС Антипову С. Н., Бакулину В. Ю., Вишневскому Б. Л., Гатчину Ю. А., Горшечникову А. А., Дмитриеву В. Я., Ковалеву А. А., Кобринскому А. А., Комоловой И. И., Коровину И. В., Кривенченко А. Н., Ложечко В. П., Никешину С. Н., Нотягу В. О., Палину А. Ю., Резнику М. Л., Седейкиене Л. Ф., Смирнову К. О., Солтану П. М., Трохманенко С. В., Шишкиной М. А., Явлинскому Г. А. и Яковлеву М. Э.
от 19 мая 2012 года № 204725-3
Уважаемые депутаты!
В связи с депутатским запросом от 31.05.2012 № 204725-3 по вопросу реализации Адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» сообщаю.
В развитие Адресной программы Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт- Петербурга от 16.04.2008 № 238-39 (далее Адресная программа), Правительством Санкт-Петербурга принято решение о развитии застроенных территорий, включенных в указанную программу.
Статья 2 Адресной программы содержит основания для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт- Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции.
Правительством Санкт-Петербурга при принятии решения о развитии застроенных территорий Санкт-Петербурга определены в пределах застроенных территорий здания, планируемые к сносу при развитии застроенных территорий в соответствии с Адресными перечнями, являющимися приложениями к соответствующему решению Правительства Санкт-Петербурга.
Основанием для включения в Адресные перечни зданий, строений, сооружений является их соответствие критериям, предусмотренным статьей 2 Адресной программы, подтвержденное уполномоченными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга на основании имеющейся актуальной информации об объектах капитального строительства.
При включении в Адресные перечни зданий, являющихся историческими в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт- Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее — Закон № 820-7), в решении о развитии застроенной территории указывается статус рассматриваемых зданий, а также предусматривается, что вопросы сноса и восстановления исторических зданий, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, регулируются Законом № 820-7.
В частности, многоквартирный дом по адресу: 2-я Комсомольская, дом 6, корп. смешанной этажности 3-4 включен в Адресный перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 1371, по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 2 Адресной программы, как жилой дом, относящийся к малоэтажной застройке, осуществленной до 1966 года.
Статус исторического здания указанного жилого дома накладывает на застройщика дополнительные обязательства соблюдения требований, установленных к возможности сноса таких зданий.
Обращаю внимание, что в Адресных перечнях указаны здания, планируемые к сносу при развитии застроенных территорий, как признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, реконструкции, так и соответствующие иным критериям, предусмотренным статьей 2 Адресной программы.
В этой связи, решение о сносе многоквартирных домов, не признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции согласно части 6 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть принято инвестором только совместно с собственниками помещений в указанных многоквартирных домах индивидуально по каждой территории на основании согласованного волеизъявления сторон в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, включение в Адресные перечни многоквартирных домов, расположенных на территории, предполагаемой к развитию, не означает принятого в установленном порядке решения об их сносе.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории (далее — Договор) в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о развитии застроенной территории содержит, в том числе, обязательство лица, заключившего договор, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии — в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально- бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Подготовленная документация по планировке территории предполагает застройку территории с учетом как утвержденных расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, так и с учетом предельных параметров застройки земельных участков, на которых предполагается размещение объектов капитального строительства.
В границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, сформированы земельные участки, как на свободных территориях, так и на территориях, на которых расположены многоквартирные дома, подлежащие сносу в связи с признанием их аварийными в установленном порядке. Также, в границах указанной территории планируется образование земельных участков с учетом возможного сноса многоквартирных домов, не признанных аварийными. В последнем случае, возможность реализации проекта зависит от решения имущественно-правовых вопросов с собственниками помещений в таком доме в установленном порядке.
Определение границ земельных участков для сохраняемых многоквартирных домов в составе проектов межевания осуществлялось в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом расчет потребности населения, которое будет проживать на данной территории, соответствующими объектами социальной, транспортной инфраструктур осуществлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, действующими территориальными строительными нормами и строительными правилами, допускающими возможность размещения указанных объектов на территориях, смежных с территориями проектирования, при условии соблюдения установленных радиусов доступности.
Так, например, согласно документации по планировке застроенной территории квартала 10 города Колпино, включенной в Адресную программу, для размещения необходимых мест в детских садах в целях обеспечения жителей квартала объектами социального обслуживания предполагается расширение детского дошкольного учреждения, детского сада № 4 по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, Павловская улица, дом 31, находящегося в радиусе доступности, составляющего 300 м. При этом детское дошкольное учреждение находится за пределами территории проектирования, но соответствует радиусу доступности, установленном сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*».
Правилами землепользования и застройки также предусматривается возможность размещения объектов транспортной инфраструктуры за пределами застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии.
Так, согласно пункту 5 статьи 10 Главы 1 Приложения 3 Правил землепользования и застройки земельные участки стоянок-спутников, допустимые для размещения машино-мест и обоснованные при разработке документации по планировке территории, для жилых домов, возводимых в рамках программ развития застроенных территорий, должны располагаться в пределах пешеходной доступности не более 1500 метров.
Таким образом, действующие нормативы и правила допускают при планировке территории размещение объектов инфраструктуры за пределами территории, в отношении которой подготавливается документация по планировке территории, для обеспечения населения соответствующими объектами социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания.
Расчетные показатели обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры были утверждены исходя из нормы жилищной обеспеченности, составляющей 35 кв.м на человека.
Применение указанной нормы жилищной обеспеченности, предусмотренной Генеральным планом Санкт-Петербурга, не приводит к превышению расчетных показателей плотности населения, предусмотренных сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*».
К примеру, применение указанной нормы для территории квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченной пр. Ветеранов, ул. Пограничника Гарькавого, пp. Народного Ополчения, ул. Летчика Пилютова, в Красносельском районе показывает, что плотность населения для планируемой территории составляет 311 чел/га, при возможной расчетной плотности населения согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*» 450 чел/га.
Аргументы об увеличении фактической плотности населения с учетом установленной нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма, составляющей 18 кв. м на одного члена семьи и 33 кв. м на одного человека, можно было бы признать справедливыми при условии, что в кварталах реновации все квартиры в жилых домах будут предоставляться на уел овиях социального найма.
В этой связи необходимо отметь, что в Санкт-Петербурге отсутствуют кварталы, в которых расположены многоквартирные жилые дома, заселенные гражданами исключительно на основании договоров социального найма жилых помещений.
Таким образом, нормы жилищной обеспеченности, установленные Генеральным планом Санкт-Петербурга и применяемые при подготовке документации по планировке территории для расчета численности населения и, соответственно, для расчета потребности населения в объектах социального обслуживания наиболее точно отражают сложившуюся ситуацию и не приводят к увеличению нагрузки на объекты социального обслуживания.
Городская комиссия по развитию застроенных территорий (далее — Комиссия) является совещательным консультативным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, образованным в целях реализации Адресной программы.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 № 904, утвердившим положение о Комиссии, реализацию полномочий городской Комиссии осуществляют в том числе ее территориальные подразделения — комиссии районов Санкт-11етербурга по развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге.
Последнее заседание городской Комиссии состоялось 28.10.2011 (протокол № 202). На данном заседании обсуждались вопросы взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга при реализации Программы развития застроенных территорий.
С начала 2012 года было проведено по два заседания районных комиссий в Калининском, Кировском, Колпинском, Красногвардейском, Курортном и Московском районах, а также одно заседание в Невском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга. На заседаниях обсуждались текущие вопросы по реализации Планов мероприятий по развитию застроенных территорий, а также вопросы контроля исполнения данных Планов.
Кроме того, в Комитете по строительству проводятся заседания Рабочей группы по развитию застроенных территорий. Последнее заседание рабочей группы состоялось 11.04.2012. На заседании также обсуждались вопросы реализации планов мероприятий инвесторами ООО «Воин-В» и ООО «СПб Реновация», взаимодействия ИОГВ в части строительства объектов социального назначения на территориях, подлежащих развитию, а также проблемные вопросы, возникающие в процессе реализации Программы.
Изложенное свидетельствует о наличии контроля со стороны как городской, так и районных Комиссий при реализации Программы развития застроенных территорий.
С учетом изложенного, полагаю, что основания для приостановления реализации Адресной программы и пересмотра планировочных решений и расчетов, предусмотренных утвержденной документацией по планировке застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии, отсутствуют.