Смольный пустит театральные кассы с молотка //Фонтанка

Смольный решил продать с молотка Дирекцию театрально-зрелищных касс. Эту информацию «Фонтанке» подтвердил вице-губернатор Василий Кичеджи. Объясняя свою позицию, чиновники ссылаются на передовой московский опыт и говорят, что честная конкуренция без участия городских властей снизит цены на билеты. Театралы побаиваются обратного эффекта и того, что государственным площадкам привлекать зрителей станет сложнее. Фирма, приносящая 50-миллионный доход, уже заинтересовала продюсера Евгения Филькенштейна.

Губернатор Георгий Полтавченко принял решение продать принадлежащую городу Дирекцию театрально-зрелищных касс (ДТЗК). Вице-губернатору Михаилу Мокрецову поручено проработать вопрос о том, чтобы реализовать учреждение на аукционе Фонда имущества. Как сообщают «Фонтанке» источники в Смольном, официальных документов пока не подписано, но вероятность уйти с молотка для ДТЗК высока.

«Руководство настроено серьезно», – отмечают они.

Информацию о возможной продаже подтверждает и вице-губернатор Василий Кичеджи. «Существует конкурентная среда. На рынке работает много подобных предприятий, не имеющих государственной поддержки. Поэтому логично, что дирекция будет существовать самостоятельно», – комментирует он.

Назвать приблизительную дату аукциона или оценить стоимость объекта Василий Кичеджи пока не взялся. Однако отметил, что к нововведению город подтолкнул аналогичный опыт Москвы. Столичную ДТЗК продали в 2012 году за 493 миллиона рублей оффшорной структуре, связываемой с группой QIWI. «Это даже не только московский, но и международный опыт, и Петербург его перенимает», – считает культурный вице-губернатор. Кстати, по информации «Фонтанки», именно он является главной движущей силой этой идеи в Смольном.

Для самого ООО «ДТЗК», на 100% принадлежащего КУГИ, новость, похоже, стала сюрпризом. «Разговоры, что компанию будут продавать, появились несколько месяцев назад, после того, как депутат ЗакСа Максим Резник подал соответствующий запрос губернатору. Но КУГИ и Комитет по культуре выступили против, и обсуждение этой идеи прекратилось», – заявил «Фонтанке» генеральный директор учреждения Сергей Назаров. В КУГИ приватизацию театральных касс также подтвердить не смогли. «ДТЗК мы не продаем. Это вполне успешное, неубыточное предприятие», – отметил в разговоре с «Фонтанкой» представитель ведомства. В Комитете по культуре, неофициально курирующем работу дирекции, добавили: «Никаких совещаний и обсуждений вопроса не проводилось».

Так или иначе можно признать, что Смольный расстанется с достаточно крупным активом. «Итоги работы за 2012 год еще не подведены, но доходы предприятия за этот период составили примерно 50 млн рублей. 5 из них отойдут городу», – подсчитали в КУГИ. В дирекции работают 196 сотрудников. Она обладает сетью из 48 касс в разных районах Петербурга – это знакомые всем горожанам киоски с эмблемой в виде театральной маски и арфы. Пожалуй, самый востребованный расположен внутри станции метро «Невский проспект». Очередь покупателей можно встретить и на Среднем проспекте, рядом с Василеостровской.

Компания выступает оператором интернет-портала bileter.ru, call-центра и курьерской службы в Петербурге, Ленобласти и Москве. Размах событий, куда можно купить билеты, впечатляет: от концерта Елены Ваенги до спектаклей в Александринке.

Эксперты озвучивать предположения о стоимости фирмы, впрочем, не спешат. Дело в том, что кассы ДТЗК в качестве объектов недвижимости ей не принадлежат – город сдает площадки дирекции в льготную аренду. «Пока непонятно, отойдет ли новому собственнику возможность и дальше дешево снимать помещения, – прокомментировал глава Российского аукционного дома, экс-руководитель Фонда имущества Андрей Степаненко. – Однако ясно, что розничная сеть ликвидна, и аукцион состоится».

Рынок предложением Смольного уже заинтересовался. Готовность поучаствовать в торгах «Фонтанке» подтвердил продюсер Евгений Филькенштейн, создатель и совладелец конкурента ДТЗК — национального билетного оператора Kassir.ru. «Безусловно, буду участвовать в аукционе, если цена окажется разумной. Решение городской власти – правильное: приватизация касс в Москве доказала, что частное управление собственностью гораздо эффективнее государственного», – подчеркнул он.

Если учитывать, что компании Филькенштейна принадлежит больше 40 касс в Петербурге в области, то можно прогнозировать: ударив по рукам со Смольным, бизнесмен сосредоточит под своим контролем большую часть билетной торговли Северной столицы.

Нельзя сказать, что идея Смольного внушает оптимизм всем участникам процесса. «Приватизация может привести к большой беде. Частная компания не выдержит той социальной нагрузки, которая сейчас лежит на ДТЗК. Благодаря льготной аренде сервисный сбор у нас составляет всего 10%, а за билеты в 40 государственных театров он не взимается вообще, – рассуждает Сергей Назаров. – В случае продажи касс цены могут значительно вырасти».

Сами театры действительно всерьез боятся, что новые владельцы ДТЗК изменят репертуарную политику и будут активно продвигать лишь легкие зрелища. Ведь не секрет, что касса – не просто торговая точка, но и консультационный пункт, где охотно посоветуют, куда сходить этим вечером, к тому же дирекция готовит ежемесячный репертуарный сборник о культурных событиях Петербурга и активно выкладывает рекламу на сайт. «Частные предприятия действуют по законам рынка. Для них театры, консерватории, капеллы – ненужный довесок. Приоритеты для таких структур – дорогие антрепризы, концерты зарубежных звезд и прочие шоу», – посетовал в разговоре с «Фонтанкой» замдиректора Большого драматического театра Вениамин Каплан.

Впрочем, и к существующей системе продажи билетов у театральной общественности накопилось много вопросов, не скрывает он. «Честно говоря, сегодня деятельность ДТЗК мало напоминает работу государственной компании. Ни для кого не секрет, что театрам приходится платить за размещение каждой афиши в окошке кассы. За реализацию билетов мы отдаем очень большую комиссию», – говорит замдиректора БДТ. Другие заявляют о непрозрачности работы ДТЗК и ее фактической неподконтрольности Смольному – особенно в вопросах, касающихся цен.

Власть и бизнес успокаивают: удорожания билетов не произойдет. «В конкурентной борьбе реализация продукта проходит намного эффективнее», – развеивает сомнения вице-губернатор Василий Кичеджи. Евгений Филькенштейн полагает, что частному оператору удастся снизить стоимость зрелищ. «Даже от 10-процентного сбора при грамотном управлении удастся отказаться, – заявляет он. – Нужно просто правильно поставить работу, завести больше мюзиклов. Должны продаваться театры, цирки».

Источник



comments powered by Disqus