Раньше решение о слушаниях принималось на заседаниях постоянных и профильных комиссий или обсуждалось на совете фракций. После чего делалось объявление о дате слушаний и практически любое заинтересованное лицо могло их посетить. Теперь все будет по закону.
Точнее, в соответствии с «Положением о порядке проведения общественных и депутатских слушаний в Законодательном собрании Санкт-Петербурга». Документ на заседании комитета по законодательству представил его председатель Виталий Милонов, известный своими резонансными законотворческими инициативами. «Положения» не вызвали дискуссии. Лишь представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский заметил, что глава об участниках депутатских и общественных слушаний, возможно, потребует обсуждения. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» Михаил Бродский подчеркнул, что правила проведения депутатских и общественных слушаний нужны, но сомнения вызывают положения, ограничивающие участников слушаний. «Непонятно, от кого мы защищаемся этим регламентом», — сказал Михаил Бродский.
Например, в третьей главе «Положений» перечислены те, кто имеет право посещать депутатские слушания: это, собственно, депутаты ЗакСа, губернатор города и его полномочный представитель, члены правительства Санкт-Петербурга, судьи Уставного суда, прокурор города или его представитель, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге.
Иные лица могут посетить депутатские слушания лишь по приглашению парламентариев. Имеются в виду, прежде всего, эксперты и специалисты в различных областях – присутствия простых граждан на депутатских слушаниях не предполагается.
Чтобы попасть на слушания парламентские общественные слушания, теперь придется зарегистрироваться на них не менее чем за два дня до мероприятия. Без регистрации в них могут участвовать все те, кто имеет право на участие в депутатских слушаниях, плюс депутаты Госдумы и Совета Федерации, а также полномочный представитель президента РФ в СЗФО. Можно предположить, что на депутатские слушания их без особого приглашения не пустят.
Ни в одном «списке допущенных» нет уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, нет и упоминаний об общественных организациях или непарламентских партиях. И, что любопытно, нет даже намека о порядке посещения этих собраний журналистами. В случае общественных слушаний ЗакСа «Положения», по крайней мере, предписывают информировать о них на сайте городского парламента в Интернете минимум за 10 дней, но в документе нет ни слова о том, как и где должна размещаться информация о готовящихся депутатских слушаниях. Так что депутатские слушания могут оказаться посиделками, закрытыми для прессы.
Еще один любопытный момент – список приглашенных в обоих случаях определяет «орган собрания, проводящий слушания». То есть, если комитет по законодательству задумает провести депутатские или общественные слушания, то, теоретически, комитет по науке и образованию не сможет пригласить туда своих экспертов.
Согласно документу инициатором слушаний может стать спикер ЗакСа, его заместители или органы парламента – комитеты и комиссии. Депутатские слушания не состоятся, если в них примет участие менее 10 парламентариев, для общественных слушаний эта планка снижена до трех депутатов. Если кто-то в процессе слушаний начинает бузить, председательствующий на мероприятии «вправе принять меры по удалению нарушителей из помещения». Конечно, это не значит, что кто-то из депутатов сам будет выдворять неуместных граждан под белые руки – это сделают сотрудники полиции либо присутствующие в зале, либо вызванные специально. Итогом слушаний, как депутатских, так и общественных, должен стать протокол заседания и заключение, которое может содержать рекомендации органам госвласти Санкт-Петербурга, должностным лицам и организациям. Протокол слушаний размещается в Интернете в течение 10 дней с момента проведения слушаний.
Беспартийный депутат ЗакСа Максим Резник считает, что в «Положениях» обязательно должны содержаться четко прописанные нормы о посещении слушаний журналистами. «При формировании списка приглашенных на слушания можно рассчитывать на добрую волю инициатора, — говорит Максим Резник. – Например, когда Виталий Милонов организовывал слушания по закону о запрете ЛГБТ-пропаганды, я беседовал с ним и сказал, что в слушаниях надо обеспечить участие ЛГБТ-сообщества, а не только казаков. Виталий Милонов пошел навстречу, и слушания состоялись. Другое дело, что нельзя такие вопросы ставить в зависимость от «доброй воли», должны быть механизмы максимальной доступности этих слушаний. Но так, чтобы они не превратились в митинг или поножовщину».