На пресс-конференции Владимира Путина, где президент сделал самое главное заявление этого года – что Михаил Ходорковский выходит на свободу, глава государства произнес еще несколько достойных внимания вещей. В частности, что казаки эффективнее полиции. По мнению Путина, казачьи дружины часто охраняют общественный порядок успешнее, чем правоохранительные органы, и поэтому государство продолжит поддерживать активность казаков, если она не будет противоречить закону. Такие заявления тем более сомнительны, поскольку весь Рунет смеется над «ряжеными», как принято называть казаков, а эксперты отмечают: ни одна сила в ранге народной дружины не может быть эффективнее полиции, так как не обладает соответствующими полномочиями. А значит, президент упомянул казаков по каким-то другим причинам, вероятно, отчаянно пытаясь найти государственную идеологию.
Можно предположить, что в заявлении Путина важна, в первую очередь, идеологическая составляющая. Которая, несмотря на многочисленные насмешки над «ряжеными», продолжает продвигаться на таком высоком уровне. Напрашивается мысль, что речь идет о попытке сконструировать государствообразующую идеологию.
— Все это отрыжка мифотворчества, — считает правозащитник Юлий Рыбаков. — Нет у нас казаков уже давно. Да и не надо нам тех казаков, которые раньше были с нагайками. Государство должно быть эффективным.
А депутат ЗакСа Максим Резник предполагает, что «это делается в рамках поддержки традиционных консервативных ценностей».
Правда, Рыбаков соглашается с тем, что казаки, исторически живущие в южных приграничных областях России, могут быть эффективны в составе воинских подразделений. Резник в свою очередь допускает, что в южных областях казачьи обряды могут играть свою историческую роль.
— Наверно, там их роль велика по определению, в силу исторических событий. Но в Петербург они, извините, «понаехали», — продолжает депутат. — И здесь нам ряженых точно не надо. Если здесь кто-то будет пытаться заменить полицию казаками, этот человек будет выглядеть, по меньшей мере, глупо.
Как отмечает Рыбаков, когда казачьи силы выступают в качестве народных дружин, они по определению не могут быть эффективнее полиции.
— Президент обманывается: они не обладают ни ресурсами, ни правами полиции, — объясняет Рыбаков. — Народные дружины бесправны. Полицейские обладают узаконенным правом применения насилия и даже применения оружия. Дружинники не имеют такого права и будут нести такую же ответственность, как обычные граждане.