Операторы наружной рекламы Санкт-Петербурга просят губернатора Георгия Полтавченко отменить постановление, которое должно сократить этот рынок более чем на треть — до 9,7 тыс. конструкций. Бизнесмены предупреждают об уменьшении налоговых платежей, тогда как депутаты предлагают еще сильнее ужесточить схему размещения рекламы.
Петербургские операторы наружной рекламы направили Георгию Полтавченко обращение с просьбой отменить схему размещения рекламных конструкций, утвержденную городским правительством в середине апреля. Постановление сокращает количество мест для установки наружной рекламы в городе до 9,7 тыс. с существующих сейчас около 14,8 тыс., сроки разрешений на эксплуатацию которых истекли в прошлом году,— то есть примерно на 35%. Как сообщил «Ъ» глава петербургского филиала Russ Outdoor Владимир Рябовол, авторы письма надеются, что губернатор начнет «движение к поиску компромиссных решений». «Инструментом для этого может стать, например, согласительная комиссия из представителей профильных комитетов и операторов рынка»,— отметил господин Рябовол.
Изначально схема должна была привести размещение рекламы в соответствие городскому закону «О границах зон охраны объектов культурного наследия», но в процессе разработки были внесены поправки от различных органов исполнительной власти, которые устанавливают гораздо более жесткие ограничения, чем требует законодательство, считают операторы. По их мнению, сокращения в таком объеме приведут к снижению поступлений в городской бюджет, негативным экономическим и социальным последствиям. Кроме того, инвестиционную привлекательность отрасли снижает обсуждающееся предложение заключать договоры на размещение конструкций лишь на пять лет, что в два раза меньше предельного срока, установленного на федеральном уровне.
Глава петербургского офиса исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Вера Дементьева считает опасения справедливыми. В Москве после сокращения схемы размещения конструкций цена наружной рекламы увеличилась в два с лишним раза, а часть рекламодателей ушла из этой сферы, указывает она. Петербург же, по подсчетам госпожи Дементьевой, может лишиться около 1,5 млрд руб. налоговых платежей. Всего, по оценке компании «ЭСПАР-Аналитик», в 2013 году доходы владельцев рекламных конструкций Петербурга (без учета небольших форматов) составили 5 млрд руб. по сравнению с 15,5 млрд руб. в Москве.
Заместитель председателя комиссии законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству Алексей Ковалев считает, что схему размещения наружной рекламы нужно еще более ужесточить. Ссылки операторов на закон «О границах зон охраны объектов культурного наследия», по мнению депутата, некорректны, так как раньше именно они пролоббировали внесение в него необходимых для себя поправок. «Людям с коляской не пройти между рекламным щитом и домом, бабушки не могут обойти эту дрянь. Я, например, из-за рекламного щита не вижу машины, когда перехожу дорогу недалеко от своего дома. Если тротуар уже 5 м, вообще не нужно там ничего ставить»,— жалуется господин Ковалев. Председатель комиссии законодательного собрания по культуре Максим Резник согласен, что количество рекламных конструкций в центре города необходимо сокращать. Но делать это нужно публично, с проведением депутатских слушаний, а не путем кулуарных решений в недрах Смольного, убежден он.
Начальник пресс-службы Смольного Андрей Кибитов сообщил «Ъ», что ему пока неизвестно, как губернатор отреагировал на обращение операторов наружной рекламы.
Антон Ъ-Арсеньев, Санкт-Петербург