Оппозиция во главе с несостоявшимся кандидатом в губернаторы Оксаной Дмитриевой призывает горожан делать бюллетени на губернаторских выборах недействительными в знак «веселого и умного протеста». Оппозиционеры сами не верят в успех мероприятия, но считают, что еще хуже сидеть сложа руки. Социологи полагают, что задумка оппозиции – задел на будущее.
Законная порча
12 августа ряд питерских депутатов обратились к горожанам с призывом делать бюллетени недействительными на губернаторских выборах. Обращение подписали: несостоявшийся кандидат в губернаторы Оксана Дмитриева, руководитель депутатов – сторонников «Гражданской платформы» (ГП) Максим Резник, заместитель председателя петербургского «Яблока» Борис Вишневский и депутат ЗакСа от «Справедливой России» Сергей Трохманенко.
Оппозиция надеется, что таким образом снизится общий процент голосов, отданных за губернатора и технических кандидатов, что станет знаком протеста для власти, а в лучшем случае приведет ко второму туру.
«Если вы не идете на выборы, вы не влияете ни на что. Более того, рискуете тем, что за вас проголосуют. Мы знаем, как это делается. Если вы унесли бюллетень – это тоже ни на что не повлияет с точки зрения закона о выборах. На мой взгляд, самый эффективный способ – поставить крестики против всех фамилий в бюллетене, тут уж точно не ошибешься, – агитирует депутат Борис Вишневский. – Недействительный бюллетень увеличивает знаменатель той дроби, которая дает итоговый процент голосов. Если таких бюллетеней много, есть вероятность того, что объявят второй тур выборов. То, чего «Единая Россия», Смольный и Кремль, по-нашему ощущению, боятся как огня. Ничем иным их паническую реакцию на огласку нашего предложения я лично не могу объяснить. Ну, может быть, еще тем, что их обещали наказать за каждую недополученную десятую долю процента от заранее установленной планки, которой Полтавченко должен, по их расчетам, уверенно достичь уже в первом туре. Что нам делать? Утереться и уйти домой? Совершенно неправильно! Лучший способ протеста – тот, который неминуемо отразится в итоговом протоколе выборов. Данный способ уже использовали в политической практике. К нему «Яблоко» призывало избирателей, когда партию не допустили на выборы в 2007 году».
Дмитриева не баба-яга
В обращении оппозиционеры укоряют власть за информационную атаку на Дмитриеву и ее сторонников. «Мы протестуем против грязной, клеветнической кампании, которую развязали против меня, СР, «Яблока» и ГП. Мы возлагаем ответственность за нее на «Единую Россию», на глав некоторых муниципалитетов и администрацию города», – заявила Дмитриева.
Ее поддержал Резник, добавив, что надо требовать от «Петербургского дневника», который, по мнению парламентария, клевещет на Дмитриеву, публикации обращения оппозиции. «Мы видим, что Дмитриева – это молодая, красивая, интеллигентная, умная женщина. Что мы читаем? И баба-яга, и какие-то еще высказывания. Видите? Ступы нет…» – осмотрел Дмитриеву депутат Сергей Трохманенко.
Умные выдумщики
Оксана Дмитриева показала журналистам свое обращение к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Она просит проверить на экстремизм высказывания председателя петербургской «Единой России» Вячеслава Макарова о том, что порча бюллетеней «хуже Майдана». Оппозиционеры подчеркнули, что власть называет их провокаторами, хотя на самом деле сама является таковой. Вишневский напомнил собравшимся: когда отменяли прямые выборы губернаторов, россиян успокаивали тем, что таким образом борются с терроризмом и криминалом. Яблочник рассудил, что, видимо, всех победили, если выборы возвращают.
«Власти выгодно, чтобы мы бегали с флагами по улице. Нас бы обозвали экстремистами и проводили выборы без выборов, – сказала Дмитриева. – Я считаю, что самый эффективный и единственно приемлемый способ смены власти – парламентский, через выборы. Поэтому такая истерика вокруг нашего обращения, вокруг того, что Петербург нашел вариант законопослушного протеста. Протеста по-петербургски. Город уже пережил три кровавые революции, поэтому наш протест станет вежливым, умным, веселым».
«Боюсь, что, если у нас получится добиться второго тура, они изменят выборное законодательство», – пошутил Вишневский. «Ну мы же умные, мы что-нибудь придумаем», – улыбнулась Дмитриева.
Протест на будущее
Впрочем, Дмитриева считает, что власть не допустит второго тура. «На выборах в России всегда нечестно относятся к оппозиции, – поясняет она. – Но в ЗакС прошли представители СР, «Яблока», ГП, хотя мы знаем, какими масштабными фальсификациями отметились выборы в 2011 году. Петербург – тот регион, в котором ЕР не имеет большинства в ЗакСе, только за счет поддержки ЛДПР, ну и КПРФ теперь подставит свое плечо». «Свое красное плечо», – шутит Резник.
На муниципальных выборах «Гражданская платформа» и «Справедливая Россия» составят единый список, так называемый «список Оксаны Дмитриевой». Также альянс готов поддерживать кандидатов «Яблока» в той форме, в какой они сочтут это необходимым для себя. Однако оппозиционеры понимают, что исход выборов предрешен.
«Дело не в плохом законе, а в том, что они нарушают даже те шулерские правила, которые сами для себя установили, – сетует Вишневский. – Суд, прокуратура, администрация, полиция, избирком – мы имеем дело с одними и теми же отделами избирательного штаба одной партии. В один отдел ты идешь жаловаться на другой – с понятным результатом».
Тем не менее депутат не теряет боевого задора: «Пока сохранялась надежда, что реальный кандидат от оппозиции должен участвовать в выборах, нужно было за это бороться. Если начинаешь бороться – можешь не победить, если не начинаешь – проиграешь с гарантией. Более 25 лет назад состоялись выборы депутатов Ленсовета. Нам тоже тогда говорили, тем, кто пытался бороться против обкомовских кандидатов: «Напрасно машете крыльями». У нас тогда получилось. Более близкий по времени пример – борьба с «Охта-центром». Да, наверное, Полтавченко взведут в губернаторство, скажут, что он законно избранный, но чем больше будет тех, кто откликнется на наш призыв, тем меньше его легитимность, тем меньше поддержка, на которую он рассчитывает. Я не исключаю, что если удастся добиться второго тура – нас вновь настигнут досрочные выборы губернатора».
Профессор кафедры методов и технологий социологических исследований Высшей школы экономики Андрей Вейхер и научный руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский сходятся в оценках: задумка оппозиции – лишь тактический ход в затяжной политической борьбе.
«Второй тур означает, что абсолютного доверия нет и оно может быть поколеблено, – полагает Вейхер. – Это показало бы, что уровень недоверия достаточно высок, и на следующих выборах (а речь идет только о них) будет другой расклад».
«Политпиаром считать это вряд ли можно, – считает Могилевский. – Наберутся те, кто сделает бюллетени недействительными, они покажут, сколько недовольных устройством системы выборов. Много это не даст оппозиции, тем не менее это сигнал тем, кто занимается организацией выборов, что для части публики очевидна определенная несправедливость со стороны власти. Однако с точки зрения электоральных исходов я в этом поступке не вижу большого смысла. Опросы показывают, что такая акция не повлияет на признание выборов недействительными. Нынешний тренд на поддержку власти сохраняется. В этом смысле акция интересна, потому что она не дает успокоиться тем, кто игнорирует мнение значительной части избирателей. Людям не дали проголосовать против всех – им ничего не остается, как проголосовать «за всех».
Лидер петербургской организации партии «Гражданская платформа» Максим Резник в интервью радио «Свобода» объясняет кампанию травли, начатую «Единой Россией» паническими настроениями в штабе Георгия Полтавченко:
— Кто, собственно говоря, обеспечил критическую ситуацию с выборами в Петербурге? Власть и обеспечила. Что мешало власти, имея кандидата, поддержанного президентом со 125%-ным рейтингом, спокойно пойти на выборы по московскому сценарию, так как их провел Сергей Собянин? Ничто не мешало. Но неадекватность, желание устранить сколько-нибудь значимого конкурента, и привело к естественной реакции оппозиции, которая не хочет играть по тем правилам, которые ей шулеры предлагают. Если мы имеем сегодня кандидата от «партии власти» и четырех участников кордобалета в подтанцовке, и не имеем реальной альтернативы, то понятно, что любой нормальный человек не станет голосовать за такого кандидата, и выберет вариант «против всех».