Говорунов рассказал депутату Резнику, зачем Смольный тратит деньги на мобилизацию //СМИ

Депутат петербургского ЗакСа Максим Резник, прочитав наш материал «Смольный готовится к войне», заинтересовался закупками комитета по информатизации и связи. Согласно сайту госзакупок, за 2014 и начало 2015 года комитет заключил контрактов, связанных с мобилизационной подготовкой исполнительных органов власти, почти на 2 млрд. рублей. Эти закупки производились у единственного поставщика, а основным получателем бюджетных средств стал ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного». Официальное описание объекта закупки состоит всего из нескольких листов, один из которых — перечисление ГОСТов, которым должна соответствовать мультисервисная телекоммуникационная сеть. Опубликованная документация не дает возможности определить, каким образом мобилизационная подготовка связана с созданием Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти. Депутат отправил запрос руководителю администрации губернатора Санкт-Петербурга Александру Говорунову с просьбой пояснить, чем вызвана необходимость расходования столь значительных средств на мобилизационную подготовку и что получит город в результате выполнения этих работ.

Отметим, что ранее подобный ответ-пояснение от комитета пришел к нам в редакцию по запросу, и мы нашли в нем неточности. Из ответа следует, что ведомство произвело закупку на 2 млрд рублей у единственного поставщика без конкурса, так как поставщик является монополистом.

АТС Смольного приказом ФСТ России действительно внесена в реестр субъектов естественных монополий. Однако ни одна из приобретенных услуг не входит в Перечень услуг общедоступной электросвязи, на который ссылается Смольный. Контракты по трем закупкам заключались на условиях единственного поставщика с компаниями не являющимися монополистами: с частной компанией «Ланит» и с ГУП СПб «ИАЦ». Данные контракты сейчас проверяет петербургское УФАС, а мы пока приведем ответ вице-губернатора.

Пояснение Говорунова

Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС) — сеть связи, которая является базовой телекоммуникационной инфраструктурой исполнительных органов государственной власти, обеспечивающей предоставление телекоммуникационных услуг, состоящей из ядра, магистральных каналов, узлов агрегирования, узлов доступа, точек доступа, линейно-кабельных сооружений, к которой также подключаются средства телефонизации, радиофикации и телевидения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. Посредством ЕМТС обеспечивается обмен информацией между исполнительными органами и подведомственными учреждениями: комитетами, администрациями, правоохранительными органами, объектами здравоохранения, образования и т.д., в том числе относящейся к вопросам жизнедеятельности и безопасности Санкт-Петербурга, передается конфиденциальная информация.

Статус ЕМТС как выделенной ведомственной защищенной сети связи для исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2011 г. № 884 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по развитию, подключению и эксплуатации Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Учет ресурсов Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Этим же постановлением Комитет по информатизации и связи (КИС) определен как главный распорядитель бюджетных средств Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения эксплуатационной готовности и необходимого развития ЕМТС, а Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «АТС Смольного» — как оператор ЕМТС.

Соответственно, КИС закупает у СПб ГУП «АТС Смольного» необходимые для нужд исполнительных органов власти и подведомственных им государственных учреждений услуги связи — телефонии и передачи данных. Так как данные услуги оказываются посредством ЕМТС, то оператором, предоставляющим данные услуги, является СПб ГУП «АТС Смольного».

СПб ГУП «АТС Смольного» приказом Федеральной службы по тарифам России внесено в реестр субъектов естественных монополий. Соответственно, основанием для закупки услуг связи у СПб ГУП «АТС Смольного» как у единственного поставщика является то, что СПб ГУП «АТС Смольного» — субъект естественной монополии в данной предметной области. Это предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Доктриной информационной безопасности четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. При этом в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляет собой разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. В этих целях необходимо повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим в Федеральном законе от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» указано, что в ходе данных мероприятий происходит усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

Настоящим Федеральным законом и другими нормативными актами предусмотрено создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени.

Абоненты ЕМТС (исполнительные органы власти и подведомственные им государственные учреждения) имеют свое мобилизационное задание. В рамках выполнения своих мобилизационных заданий на особый период ЕМТС является сетью связи, обеспечивающей их информационное взаимодействие. Именно поэтому услуги связи на базе ЕМТС закупаются в рамках комплекса мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки ИОГВ и ГУ Санкт-Петербурга и не могут быть закуплены методом открытых аукционных процедур у произвольного оператора связи. Соответственно, мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности — это конечная цель закупки соответствующих услуг связи, а не основание для их закупки методом единственного источника.

Мобилизационные задания описываются в документах ограниченного доступа и к сети связи ЕМТС имеют опосредованное отношение — т.е. описывают процедуры информационного обмена и взаимодействия с организационной, а не технической точки зрения. При этом набор услуг ЕМТС, необходимый для их практического воплощения, с технической точки зрения описывается исчерпывающим образом в технических заданиях к государственным контрактам на соответствующие закупки.

Также следует принимать во внимание, что закупка услуг связи для исполнительных органов власти и подведомственных им государственных учреждений, не имеющих мобилизационных задач, а также для решения задач, не относящихся к обеспечению мобилизационной готовности и к сфере деятельности субъектов естественных монополий, производится на основе открытых аукционных процедур, о чем в данной статье указано не было. По результатам соответствующей аукционной процедуры победителем аукциона по предоставлению данных услуг связи стал Петербургский объединенный филиал ОАО «Ростелеком», сумма государственного контракта на 2015 год составляет 112 914 тыс. руб.

Источник



comments powered by Disqus