Студенты-философы сплотились в борьбе «за здравомыслие» //Zaks.ru

Институт философии СПбГУ (он же – факультет философии СПбГУ) покидают один за одним любимые студентами преподаватели, признанные научным сообществом профессионалы. Формально руководство института не нарушает закон, следуя порядкам вертикали власти, которая выстраивается в университете. Студенты решили идти против, как они считают, абсурдных университетских законов, собирают подписи под петицией, распространяют листовки, проводят художественные акции и добиваются встречи с ректором вуза и представителями комиссии ЗакСа по образованию.

Формально всё законно

Пять лет назад переводчика философской литературы с немецкого Кирилла Лощевского избрали на должность доцента кафедры истории философии института. В декабре 2014 года истёк срок действия договора, и был объявлен конкурс на должность доцента. На альтернативных выборах кафедра проголосовала за Лощевского со счетом 10 против 5, а совет института – за кандидата филологических наук, доцента Ирину Мочалову – 17 против 5. Было заявлено, что «решение кафедры носит рекомендательный характер».

Уважаемый в институте философ Станислав Гусев снял свою кандидатуру с конкурса на замещение должности профессора (на четверть ставки). Со слов студентов, по рекомендации руководства, чтобы эту должность занял курский ученый Александр Дьяков, которого Ученый совет выбрал на должность заведующего кафедрой онтологии и теории познания института. Сотрудники кафедры подавляющим большинством выступили против данного соискателя.

Преподаватели Александр Исаков и Ирина Романова, утверждает директор института Сергей Дудник, в соответствии с действующими в настоящее время трудовыми договорами были обязаны опубликовать в течение 2013-2014 годов не менее двух статей в изданиях, входящих в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) или Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Ученые планировали принять участие в конкурсном отборе на замещение должностей доцентов, но им отказали из-за отсутствия соответствующих публикаций. Тем не менее руководство института не исключает возможности для ученых замещения должности, например, преподавателя-практика. Но для этого ученым надо планировать участие именно в таких конкурсах, поясняет Дудник. Получается, что количественный показатель, а не реальный научный уровень, оказался определяющим критерием допуска к конкурсу на замещение должности.

Доктор философских наук Нина Савченкова перешла на полную ставку в институт в составе коллектива факультета свободных искусств и наук. Затем Савченкову избрали членом Ученого совета СПбГУ от коллектива факультета. В феврале 2015 года Савченкова написала заявление по собственному желанию о завершении своей работы преподавателем института философии. При этом до конца учебного года за ней сохраняется должность преподавателя-почасовика по договору гражданско-правового характера, а в последующем не исключается чтение ею спецкурсов в рамках образовательной программы «Философия» и возможность участия в совместных научных проектах, семинарах и конференциях. Таким образом, Савченкова потеряла половину ставки. Студенты собрали больше сотни подписей в поддержку ученой, но руководство института не прислушалось к голосу коллег и обучающихся. Спецкурс Савченковой по выбору посещал весь поток, отмечают студенты. Заявление об увольнении являлось процедурно необходимым (то есть не выражало желание преподавателя «расстаться» с институтом) для перехода на основное место работы на факультет свободных наук и искусств с возможностью последующего внутривузовского совместительства. Именно о предоставлении этой возможности и было написано письмо в поддержку Савченковой. Руководство института проигнорировало данное обращение, сетуют студенты.

Философы наступают

Среди условий кандидату на ставку доцента на кафедре истории философии в сентябре 2014 года не значилось требование к количеству публикаций. То есть новые требования появились много позже. Возникает вопрос: как преподаватели могли за пару месяцев написать и опубликовать статьи в журналах из списка ВАК и РИНЦ? Получить комментарии от директора института Дудника не удалось.

Возмущенные студенты стали распространять по институту грозные листовки, требуя дать возможность работать любимым преподавателям. На прошлой неделе студенты повесили перед входом в институт бумажный силуэт человека с плакатом «Платон мне друг, но ВАК дороже», имея в виду, что нынешнее руководство института ставит формальные требования выше квалификации ученого.

Студенты обратились в виртуальную приемную СПбГУ, настаивая на встрече с директором института Дудником. Руководство согласилось. Студенты рассказывают, что сообщение о будущей встрече разместил один из преподавателей в соцсети за несколько часов до ее начала. Учащиеся полагают, что так поступить ему приказало руководство института.

Встреча состоялась 10 марта. Для участия в ней Дудник пригласил также заведующих кафедрами и преподавателей, которые, как отмечают студенты, входят в ученый совет, голосовавший против переводчика Лощевского и за кандидатуру курского философа Дьякова (вопреки решениям кафедр).

На встрече Дудник дал понять, что руководство института действует согласно закону. Но для студентов осталось неясным, почему на встречу не пригласили других преподавателей – например, подписавших письмо в поддержку Савченковой. Выпускнице философского факультета, одной из модераторов группы в социальной сети, посвященной ситуации на факультете, Татьяне Шутовой показался странным такой подбор участников встречи.

– В отчете о встрече, вывешенном на сайте университета, откуда-то появились фразы, что преподаватели что-то нарушают, ведут себя безнравственно. На этой беседе говорили, что некоторые преподаватели подстрекают студентов и выпускников, – удивляется Шутова

В ходе встречи ученый секретарь ученого совета института философии Елена Овчинникова обратила внимание на открытость, информационную доступность конкурсных процедур: на сайте университета представлены требования к претендентам. Заседания ученого совета – открыты, объявления о заседаниях вывешиваются на стенде ученого совета. Все, кто заинтересован в обсуждении проблем института, могут присутствовать на заседаниях совета, участвовать в обсуждении перспектив развития образовательных программ, в обсуждении конкурсных ситуаций.

Учащиеся настояли на ещё одной встрече, чтобы на неё смогли попасть все желающие, но Дудник объявил, что прийти могут только члены Студенческого совета. Стороны собрались 11 марта, и директор повторил на ней всё то же, что озвучил днем ранее.

«Ситуация не столько противозаконная, сколько противосмысленная»

– Количество статей – сомнительный показатель, потому что, например, 20 моих статей не сравнятся с парой статей моего преподавателя, – рассказал ЗАКС.Ру студент института философии, пожелавший остаться неизвестным. – Все понимают, что руководство института действует по закону. А нас не устраивает сам закон, потому что он не справедлив. Если закон строится так, что студенты лишаются хороших преподавателей, то стоит задуматься о его замене, – считает студент.

Преподаватели, за которых борются студенты, оказались недоступны для комментариев. Кроме того, в условиях контрактов руководство университета прописывает запрет на общение с журналистами. Однако студенты рассказали ЗАКС.Ру, что все ученые расстроены произошедшим и желают остаться в институте.

Сотрудник института философии, пожелавший остаться анонимным, пояснил ЗАКС.Ру, что формально действия руководства законны только в случае переводчика Лощевского. В отношении других ученых возникают вопросы к условиям, прописанным в их трудовых контрактах. В СПбГУ заключают так называемые срочные и эффективные контракты. Эффективные, утверждает собеседник ЗАКС.Ру, заключаются зачастую под давлением со стороны руководства университета.

– По эффективному контракту сотрудник обязан публиковать статьи, книги, участвовать в международных конференциях, – сообщил ученый.

Срочные контракты заключаются на определенное время. По истечении срока объявляется конкурс на должность.

Исаков и Романова как раз заключили с университетом эффективные контракты, что послужило поводом не продлевать их. Психоаналитику Савченковой запретили совмещать работу из-за того, что сейчас университет проводит сокращения. Собеседник ЗАКС.Ру не видит в происходящем на институте признаков внутренней борьбы за должности.

– В этих четырех случаях (Лощевский, Исаков, Романова, Савченкова – прим. ЗАКС.Ру), мне кажется, это всё скорее «эффективный менеджмент». Просто выполнение распоряжений сверху. Факультет (теперь институт) – это всегда была аура, атмосфера, в которой если и была борьба, то не особо активная. Важно было, как ты читаешь лекции, насколько ты квалифицирован. А теперь любые качественные показатели заменены количественными. Власть теперь устроена по-другому. Декана больше не избирают, он зависим только от решений ректората, а не совета факультета. Но за это от него требуется чёткое исполнение нововведений, которые не всегда удачны или успешны. Потому, как ни странно, декану (ныне директору) нужны во всём ему послушные люди больше, чем раньше. А успешные преподаватели, как правило, более независимы. Вот и выходит, что менеджмент сам себя переигрывает: в борьбе за эффективность лишает институт лучших. Ситуация не столько противозаконная, сколько противосмысленная, – полагает сотрудник института.

Бывшая лаборантка института Наталья Шахова рассказала ЗАКС.Ру, что отношения в институте сложились такие, что преподавателя должны, прежде всего, отвечать на требования руководства, какими бы нелепыми они ни были.

– Сейчас каждый год с преподавателями заключают эффективные контракты. У преподавателей нет выбора. Они действительно вынуждены работать, так сказать, в первую очередь на руководство, а потом уже на студентов. Поэтому любые указания, даже просьбы руководства, должны выполняться, – говорит Шахова.

Выпускница факультета Татьяна Шутова полагает, что руководству института может быть выгодно заключать с преподавателями краткосрочные контракты.

– Большая часть контрактов заключается в институте на один год. Для чего это делается? Не для того ли, что бы обращаться к критериям конкурса, которые очень размыты. Я заинтересована и обеспокоена этой историй как выпускник, да и за судьбу философской науки переживаю. С преподавателями стараюсь не общаться, чтобы не компрометировать их, но всех их знаю, как прекрасных ученых. Исаков – великолепный феноменолог, Савченкову помню по студенческим годам – рассказала Шутова.

Во вторник, 17 марта, один из выпускников института встретился с начальником главного управления по организации работы с персоналом СПбГУ Владимиром Еремеевым. Выяснилось, что есть способы трудоустроить преподавателей в университете, но уже на новых условиях. На каких, пока не известно. Студенты уже подготовили обращение к ректору Николаю Кропачеву и председателю комиссии ЗакСа по образованию Максиму Резнику. В разговоре с ЗАКС.Ру депутат заявил, что готов помочь студентам.

Сергей Кагермазов

Источник



comments powered by Disqus