Тариф на холодную воду и канализование в следующем году для петербуржцев может увеличиться на 18-20%, если город не изыщет средства на покрытие выпадающих доходов «Водоканала»
Причину этого «водоканальцы» видят в повсеместном распространении счетчиков, из-за которых горожане стали оплачивать в разы меньший объем воды, чем раньше. Для столь резкого повышения тарифа потребуется разрешение Законодательного собрания Петербурга, но пока не все депутаты готовы его одобрить.
В 2016 году государственному унитарному предприятию (ГУП) «Водоканал Санкт-Петербурга» планируется выделить из бюджета города более 8 млрд рублей. Такие данные были озвучены на «нулевых чтениях» проекта регионального бюджета — совещании членов бюджетно-финансового комитета ЗакСа с чиновниками Смольного.
4,7 млрд рублей должны пойти на адресную инвестиционную программу предприятия, 217 млн — на эксплуатацию общественных туалетов, 4,5 млн — на их капитальный ремонт, 246 млн — на эксплуатацию фонтанов, 38,5 млн — на их капремонт, а 3,3 млрд — на компенсацию выпадающих доходов, которые «Водоканал» не получил в 2014 году. Кроме того, ГУП просит добавить еще 681 млн рублей на эксплуатацию ливневой канализации.
Нехватка доходов образуется еще и в результате того, что петербуржцы массово устанавливают счетчики воды и начинают платить меньше, чем раньше платили по нормативу. По данным «Водоканала», если в 2004 году среднестатистический горожанин потреблял 394 литра воды в сутки, то сейчас — всего 134. А в ближайшем будущем, по мнению и. о. генерального директора предприятия Евгения Целикова, этот показатель может дойти до 110 литров. Между тем большинство производственных мощностей «Водоканала» строились в советское время и рассчитаны на гораздо более высокий уровень потребления.
При этом размер недополученных доходов ежегодно растет: по словам председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрея Бондарчука, за 2013 год городу пришлось компенсировать ГУПу 1,995 млрд рублей. Таким образом, можно предположить, что через год «Водоканал» попросит куда большую сумму, чем сейчас.
Между тем от размера компенсации напрямую зависит рост тарифов. На данный момент планируется, что с 1 июля 2016 года плата для населения увеличится на 10%, а для промышленности — на 12%. Но это лишь в том случае, если город выплатит требуемую сумму. Если же власти не смогут или не захотят возмещать «Водоканалу» выпадающие доходы, предприятие будет вынуждено повысить тарифы на 18-20%, утверждает Бондарчук. Правда, для этого придется получить разрешение ЗакСа.
Сейчас тариф на поставку питьевой воды и канализование для населения составляет 23,13 рубля за кубометр, а для исполнителей коммунальных услуг — 19,6. Прочим потребителям кубометр питьевой воды обходится в 24,46 рубля, а обслуживание канализации — в 28,67 рубля за кубометр. Интересно, что у «Водоканала» есть тариф на техническую воду (4,42 рубля за кубометр), но саму техническую воду предприятие практически никому не поставляет – получается, что для нужд промышленности, в фонтанах и туалетах используется чистая питьевая вода.
Напомним, что 3 августа на «нулевых чтениях» бюджета о необходимости резко поднять тарифы заявили также транспортные предприятия Петербурга. ГУП «Петербургский метрополитен» требует разрешить ему поднять плату с 31 рубля до 40 рублей за поездку, а ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» — с 28 рублей до 35 рублей. Перевозчики мотивировали это тем, что стоимость электроэнергии и топлива растет, а пассажиропоток снижается.
Однако депутаты не спешат поддерживать столь радикальный рост тарифов. «Наша система энергетики изначально порочна, — убежден член фракции «Единая Россия» Андрей Васильев. — В нормальном бизнесе предприятия должны сами зарабатывать деньги и заботиться о том, чтобы привлечь потребителя. А здесь все с ног на голову. Здесь понятен конечный потребитель, понятно, что весь объем продукции будет продан. И плюс они еще хотят преференции за то, что не умеют работать».
«Зарабатывать прибыль — не принцип ГУПа. Принцип ГУПа — это эффективно расходовать свои собственные средства», — полагает депутата от КПРФ Ирина Иванова. В то же время, она считает, что повышение тарифа «Водоканала» на 10% выглядит обоснованным, ибо предприятию нужно индексировать зарплату сотрудников, а ресурсы и, в первую очередь, электричество, дорожают.
Несколько иной точки зрения придерживается беспартийный депутат Максим Резник. «Если бы от меня это зависело, я бы не дал им ни копейки. Пока не будет проведен аудит вашего предприятия, и вы не представите подробный отчет о расходовании своего бюджета, ничего не получите», — сказал парламентарий. По его мнению, отчитываться о своей деятельности перед ЗакСом и общественностью должны все ГУПы, которые сейчас являются «бюджетной черной дырой». «Просто “Водоканал” — это самая вопиющая история, на мой взгляд, — подчеркнул политик. — Это совершенно возмутительно с точки зрения налогоплательщиков и потребителей».
В обоснованности роста тарифов на транспорте народные избранники также сомневаются. Как считает господин Васильев, повысить плату со следующего года можно только в «Пассажиравтотрансе». У «Горэлектротранса», по мнению депутата, нужно менять схему движения, так как «по центру города мы возим воздух, а на окраинах трамваи переполнены». А «Метрополитен» предложил повысить стоимость жетонов потому, что у него «слишком много работает начальник — 25 лет, и у него уже глаз замылился» (речь идет о начальнике «Петербургского метрополитена» Владимире Гарюгине).
Ирина Иванова также полагает, что метро должно эффективнее использовать имеющиеся ресурсы и зарабатывать не только на пассажирах. В частности, имеет смысл пересмотреть размер платы за рекламу в подземке и аренду площадей на станциях метро и в переходах.
«Есть еще земельные участки возле станций метро, которые используются третьими лицами без договоров, непонятно, на каких основаниях», — добавила она. В целом, по мнению Ивановой, имеет смысл вернуться к прежней процедуре утверждения тарифов, когда их устанавливала не исполнительная власть, а ЗакС.