Петербургские депутаты повторно подадут документы о референдуме о судьбе Исаакиевского собора //СМИ

Депутаты Законодательного собрания Петербурга будут повторно подавать документы о референдуме о судьбе Исаакиевского собора после отказа Горизбиркома. Об этом в четверг сообщил депутат Максим Резник.

«Нам отказал сегодня Горизбирком, но мы будем подавать документы еще раз. Ничего страшного. Мы неоднократно подавали документы на референдум по поводу „Охта-центра“. Теперь вместо пяти будет семь депутатов в инициативной группе. [Марина] Шишкина вернулась из отпуска, [Ольга] Галкина — из роддома», — сказал Резник.

Парламентарий добавил, что он не считает, что в «нынешней политической системе» власть позволит решить вопрос с собором. Резник называет инициативу с референдумом «антитезой» негласных переговоров епархии с городскими властями.

Напомним, ранее петербургская епархия обратилась к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой передать им Исаакиевский собор в безвременное пользование. Помимо этого епархия также хочет получить в безвозмездное пользование ряд других музейных комплексов, в том числе Спас-на-Крови и Сампсониевский собор. Против передачи выступают музейное руководство и депутаты городского парламента. Последние выступили с инициативой провести референдум в Петербурге по вопросу реституции.

Источник

Инициативная группа депутатов парламента Петербурга, получившая отказ горизбиркома в ходатайстве о проведении референдума по передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви, снова подаст документы с тем же отредактированным ходатайством в сентябре, заявил представитель группы депутат Максим Резник.

Санкт-Петербургская епархия РПЦ ранее обратилась к городским властям с просьбой передать ей здание Исаакиевского собора в безвозмездное пользование. Пресс-секретарь губернатора города Георгия Полтавченко Андрей Кибитов подтвердил, что власти Петербурга получили обращение епархии о передаче ей здания Исаакиевского собора, однако пока никаких решений не принималось, так как этот вопрос требует внимательного и всестороннего изучения.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение отказать в регистрации инициативной группе депутатов, обратившейся с ходатайством о проведении референдума по передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви.

«Горизбирком нам отказал, это нормальная процедура. Мы исправим все ошибки и заново подадим документы. Думаю, это будет в начале сентября, когда люди вернутся из отпусков», — заявил Резник.

По его словам, идея референдума должна стать «антитезой принятия кулуарных решений».

Исаакиевский собор был построен в 1818-1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Его высота превышает 100 метров, а внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров. Правительство РФ передало Исаакиевский собор в собственность Санкт-Петербурга в октябре 2012 года.

Источник

По словам депутата Законодательного Собрания Северной столицы Максима Резника, сегодня в нашей стране действует «коллективный владыка» из фильма «Левиафан» и многие деятели, находящиеся у руля, в том числе в Русской православной церкви, очень сильно на него похожи

«Проводить референдум (по вопросу передачи церкви Исаакиевского собора – ред.) нам действительно не разрешили, что не удивительно. Но мы решили, что еще раз подадим ходатайство на проведение. Я думаю, что по срокам это будет уже в сентябре, когда депутаты выйдут из отпусков. В новой заявке мы исправим ошибки, если они есть (напомним, что накануне городской избирком отказал в регистрации инициативной группы по проведению референдума – ред.). Сформулируем ключевые пункты протокола, как это просит сделать избирком. До этого мы хотели уйти от конфронтационной постановки, не стали включать в вопрос название РПЦ, говорили о каких-либо религиозных организациях. Но нам сказали, что мы слишком широко трактуем вопрос. Хорошо, теперь мы сформулируем ходатайство так, чтоб всем все было понятно», — рассказал Максим Резник корреспонденту «Общественного контроля».

«Сегодня в нашей стране действует «коллективный владыка» из фильма «Левиафан» и многие деятели, находящиеся у руля, в том числе в Русской православной церкви, очень сильно на него похожи», — также подчеркнул депутат.

Отметим также, что сегодня в Санкт-Петербурге прошел «круглый стол» под названием «Будущее музеев Петербурга: передавать ли их Церкви?». Во время заседания экспертами-участниками были высказаны различные взгляды по поводу возможности передачи Исаакиевского собора РПЦ. В настоящее время мы готовим материал, посвященный данному событию, в котором ознакомим читателей с мнениями противников и сторонников передачи музейного объекта церкви.

Источник

Ходатайство о референдуме Санкт-Петербургская избирательная комиссия утром 20 августа обсуждала ровно десять минут. Документы поступили на рассмотрение комиссии 6 августа и, если бы в них не нашлось изъянов, были бы направлены в Законодательное собрание.

Затем депутаты обсудили бы ходатайство на пленарном заседании и решили, позволять ли инициативной группе сбор подписей в поддержку референдума. Для перехода на следующий уровень — собственно, к организации волеизъявления граждан — хватило бы 2% подписей петербургских избирателей.

Но с первой попытки инициативной группе не удалось преодолеть даже первое звено этой цепочки. Горизбирком инициативной группе в регистрации отказал. Подчеркнув при этом, что не является политическим органом.

Для начала председатель Горизбиркома Алексей Пучнин сообщил собравшимся, что для референдума был предложен следующий вопрос: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в ведение каких-либо религиозных организаций?»

Затем Пучнин напомнил, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и городскому Закону «О референдуме Санкт-Петербурга» ходатайство должно содержать вопрос, выносимый на голосование. «Этому требованию представленное ходатайство о регистрации инициативной группы не соответствует», – сказал председатель Горизбиркома.

По закону формальных требований к вопросу референдума не много. Во-первых, он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалось его множественное толкование. Во-вторых, принятое в результате референдума решение должно иметь однозначные и понятные правовые последствия.

«Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера, – сказал Пучнин сославшись на постановление Конституционного суда от 21 марта 2007 года. – Формулировка предложенного инициативной группой вопроса этим критериям не соответствует».

Неоднозначными показались председателю такие словосочетания, как «какие-либо объекты в составе музейного комплекса» и «каким-либо религиозным организациям». «По сути неизвестно, что и кому предлагается передавать и на каких правовых основаниях», – заключил Пучнин, уточнив, что вопрос референдума не оценивается Горизбиркомом на предмет соответствия законодательству. Это прерогатива ЗакСа. И если о лингвистических достоинствах вопроса еще можно было спорить, то Горизбирком обнаружил еще два основания для отказа. Во-первых, по закону все члены инициативной группы должны представить свои паспортные данные. Комиссия обратилась в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и выяснила, что не соответствуют действительности указанные сведения о Григории Тульчинском (номер паспорта) и Кирилле Чистякове (номер паспорта). Во-вторых, к ходатайству инициативной группы должен быть приложен протокол собрания, на котором и было принято решение об инициативе провести референдум. Такое собрание прошло 30 июля. Но, согласно приложенному протоколу, его участники утвердили регламент и повестку дня, избрали рабочие органы собрания, образовали инициативную группу, утвердили формулировку вопроса. А самое главное — выдвинуть инициативу о референдуме — забыли.

Представитель инициативной группы Александр Шуршев согласился с тем, что оценка вопроса — не компетенция Горизбиркома. «Все остальное более чем понятно. В ближайшие дни мы проведем новое собрание инициативной группы и еще раз обратимся к вам с похожим вопросом», – сказал Шуршев.

В Петербурге ни одного референдума проведено не было. Последний референдум был проведен 12 июня 1991 года в Ленинграде. Вопрос на голосование был поставлен следующий: «Желаете ли вы возвращения нашему городу его первоначального названия — Санкт-Петербург?» В референдуме приняли участие 65% ленинградцев, из них около 55% высказались за переименование города.

С тех пор попытки решить резонансные для Петербурга вопросы голосованием петербуржцев проваливались одна за другой. Так, в 2009 году инициативная группа Максима Резника, возглавлявшего тогда петербургских «яблочников», пять раз подряд пыталась добиться референдума по «Охта центру». На обсуждение предлагался вопрос: «Согласны ли вы с тем, что высота зданий и сооружений на территории, ограниченной рекой Невой, рекой Охтой и проездом, соединяющим Большеохтинский мост и Комаровский мост, не может быть больше 100 метров?» В феврале ходатайство все-таки было передано в ЗакС, где его и отклонили окончательно.

В 2011 году общественный комитет «Чистый залив» добивался проведения референдума о намыве в Сестрорецке, предложив вопрос «Согласны ли вы с тем, чтобы в акватории Финского залива, в районе севернее посёлка Лисий Нос – город Сестрорецк города Санкт-Петербурга, были намыты (отсыпаны) новые территории?» Кампания также была нелегкая, но инициатива дошла до рассмотрения в ЗакСе — где ее опять-таки отклонили 1 февраля 2012 года. Не помогло даже то, что глава комитета «Чистый залив» Анатолий Кривенченко к тому времени уже два месяца как был депутатом Законодательного собрания.

В конце концов референдум в Петербурге из инструмента решения важных городских проблем превратился в политическую технологию привлечения внимания. Так, в марте 2014 года активисты молодежного движения «Весна» подали в Горизбирком ходатайство о проведении референдума по отделению Санкт-Петербурга от России. Вопросов предлагалось два, на выбор: «Вы за воссоединение Петербурга с Европой на правах коммуны Княжества Лихтенштейн?» и «Вы за восстановление действия законодательства Петербурга 1992 года и за статус Петербурга как части Российской Федерации?» Активисты на реализацию своего плана даже не надеялись, а хотели показать, что в современной России референдумы в принципе невозможны. Идея Петербурга как независимого города-государства была реализована в Интернете в виде нескольких электронных петиций, которые, впрочем, особой популярности не снискали.

«Провести референдум в Петербурге никто не позволит, чтобы народ не привыкал принимать решения, – считает депутат ЗакСа Борис Вишневский, входивший в инициативную группу по референдуму об «Охта центре». – Кроме того, вряд ли на референдум о судьбе Исаакиевского собора придет 50% петербуржцев. Но сама идея провести такое голосование — это способ оказать политическое давление на все заинтересованные стороны». Борис Вишневский также отмечает, что оценивать формулировку вопроса на предмет однозначности может только Законодательное собрание. Инициативная группа не может подстраховаться с помощью лингвистических или юридических экспертиз.

Депутат ЗакСа Максим Резник, входящий в инициативную группу референдума о судьбе Исаакия, сообщил «Фонтанке», что группа готова конкретизировать вопрос. «Мы зададим вопрос про конкретное здание, – говорит Максим Резник. – И укажем религиозную организацию. Мы хотели избежать упоминания РПЦ, чтобы не обострять ситуацию, потому что вопрос не в РПЦ, а в том, что передавать памятники религиозным организациям не надо. Но нам важно ехать, а не шашечки».

Есть и еще один нюанс. Если случится чудо и референдум разрешат провести, то это удовольствие обойдется городу приблизительно в 100 – 145 млн рублей. Расчеты простые: на выборы губернатора, которые могли пройти в два тура, планировалось потратить 361 млн рублей. Тур был только один, поэтому итоговые расходы оказались меньше — 245 млн рублей. Из них около 100 млн ушло на организацию видеонаблюдения, которое на референдуме, скорее всего, не потребуется. Сэкономить эти деньги можно, если приурочить референдум по Исаакию к единому дню голосования в 2016 году.

«Этот вариант возможен, – говорит Максим Резник. – Но мы понимаем, что в реальности такого института, как референдум, у нас нет. Наша инициатива преследует объективную пиаровскую цель. Я не исключаю, что вопрос по Исаакию будет подвешен в воздухе. Например, будет решено передать его церкви, но не сразу, а в течение 6 лет. Тогда у нас будет время для действиий».

Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

Источник

Директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров терпеливо ждет решения губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко о передаче РПЦ здания собора. Об этом Буров заявил на круглом столе «Будущее музеев Петербурга: передавать ли их Церкви?», передает корреспондент ЗАКС.Ру.

— Сижу и жду ответа губернатора Полтавченко, который, видимо, из-за отпуска не может пока ответить, — сказал директор музея-памятника, добавив, что уже устал давать по шесть интервью в день.

Буров подчеркнул, что уже три недели уводит своих сотрудников в сторону от повышенного внимания общественности.

Председатель комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии Александр Федоров в свою очередь отметил, что государство должно взаимодействовать с церковью. По его мнению, именно это сейчас и происходит.

— Богослужение — главное значение церкви. Нет никакой революции — есть процесс диалога, — считает представитель епархии.

Представители церкви отказались комментировать вопросы о финансовой составляющей возможного перехода собора в ведение РПЦ, так как не являются авторами этой инициативы.

Директор государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев заявил, что действия РПЦ противоречат ранее заключенным соглашениям.

— Уже давно шли разговоры о совместном использовании музеев. Когда-то мы уже договаривались с РПЦ об этом, такие соглашения имели место еще в 2012 году. Но какие-то шестеренки с тех пор поменялись, — отметил Тимофеев.

По словам Бурова, такие соглашения между музеем Исаакиевского собора и представителями православной церкви были еще в 1990 году.

Депутат ЗакСа Максим Резник заявил, что участники дискуссии не называют главную причину возможной передачи соборов.

— Я не нахожу других причин, кроме перераспределения финансовых средств. При этом более важная тема охраны музеев отходит на второй план. Совершенно очевидно, что необходимо широкое обсуждение этих тем, в которых должны принимать участие жители города, — считает депутат.

При этом старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко отметила, что подобные темы вызывают интерес лишь у 10-15% населения. Тем не менее Протасенко считает, что опрос мнения общества важен для принятия таких решений.

Напомним, в конце июля Петербургская епархия обратилась с просьбой о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Позже эту инициативу поддержали представители Дома Романовых. В свою очередь депутат Законодательного собрания Борис Вишневский предложил законодательно запретить передавать объекты культурного наследия религиозным организациям, а депутат ЗакСа Максим Резник разработал законопроект об изменении порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Политик предложил принимать решения о передаче религиозным организациям объектов культурного наследия не решениями Смольного, а законами Санкт-Петербурга, то есть при участии Законодательного собрания.

Позже депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг и президент Санкт-Петербургского делового клуба Юрий Подражанский предоставили документы о проведении референдума по вопросу передачи Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви в Городскую избирательную комиссию.

В четверг, 20 августа, ГИК Петербурга отказал инициативной группе в проведении референдума. Комиссия пришла к заключению, что в ходатайстве была допущена ошибка: вопросы референдума, по мнению Горизбиркома, включали в себя множество толкований, а должны были восприниматься однозначно.

В настоящее время музейный комплекс находится в федеральной собственности и имеет статус музея. С разрешения директора церковь имеет право по особым дням проводить богослужения.

Добавим, губернатор Георгий Полтавченко был в отпуске с 27 июля по 9 августа. С 17 по 19 августа Полтавченко находится с официальным визитом в Хабаровском крае.

Источник



comments powered by Disqus