Санкт-Петербургский горизбирком вчера отказался зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви (РПЦ). Законодательных препятствий для возвращения храма по обращению Санкт-Петербургской епархии нет. Однако губернатор Георгий Полтавченко в установленный срок на него не ответил, решение о судьбе одного из самых доходных туристических объектов города властями пока не принято.
Общегородской референдум, на котором 22 члена инициативной группы предлагали выяснить отношение петербуржцев к передаче церкви Исаакиевского собора, Санкт-Петербургский горизбирком заблокировал за несколько минут. Поводом послужили неточные паспортные данные ряда подписавшихся, а также его неоднозначная формулировка вопроса: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса «Исаакиевский собор» в ведение каких-либо религиозных организаций?» Глава комиссии по культуре петербургского законодательного собрания Максим Резник позднее сообщил, что замечания будут устранены и расширенная группа выступит с повторной инициативой.
Напомним, в июле Санкт-Петербургская епархия обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания Исаакиевского собора (см. «Ъ» от 27 июня). Письмо, подписанное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, опубликовано не было. В нем (копия есть у «Ъ») говорится, что собор исторически является главным храмом города и имеет в первую очередь духовную ценность. Сейчас им управляет подведомственное Смольному учреждение «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», в который входят еще три храма. Из них Смольный и Сампсониевский соборы руководство музея готово отдать церкви после переноса оттуда светских экспозиций на другие площадки. Но музейные фонды Исаакиевского собора и храма Спаса на Крови составляют неотделимое от них религиозное убранство. Митрополит Варсонофий ссылается на «назревшую необходимость возвращения собору первоначального назначения — места молитвы» и правовые основания: по принятому в 2010 году федеральному закону 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» собор подлежит передаче церкви по ее обращению. Как подтвердил глава комитета по конституционному законодательству Совета федерации Андрей Клишас, предусмотренных законом оснований для отказа в передаче собора нет.
Месячный срок, в течение которого губернатор должен рассмотреть письмо митрополита, истек, но Георгий Полтавченко на просьбу «содействовать возвращению» храма в число постоянно действующих официально не ответил. Глава губернаторской администрации Александр Говорунов и пресс-секретарь главы города Андрей Кибитов вчера не ответили на звонки «Ъ». Глава комитета по культуре Константин Сухенко сообщил, что в случае передачи собора музей как городское учреждение придется закрыть, что снизит туристическую привлекательность города.
Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий вчера назвал эти опасения надуманными: доступ в храмы любых лиц «останется свободным», для «культурно-познавательного» посещения будет организована «профессиональная экскурсионная работа». Средства, полученные от этой деятельности, будут направлены на содержание и реставрацию храмов, обещают в РПЦ. Однако ответов на вопросы, кто будет нести ответственность за музейные фонды и за чей счет они будут финансироваться, архиепископ Амвросий пока не дал.
Как сообщил вчера директор музейного комплекса Николай Буров, музеи Исаакиевского собора и храма Спаса на Крови в прошлом году заработали 650 млн руб., из них 150 млн руб. было потрачено на реставрацию, 60 млн руб. перечислено в казну в виде налогов, остальные средства пошли на содержание музеев, в том числе на проведение там богослужений.
Максим Резник считает, что речь идет о «перераспределении финансовых потоков», поэтому кулуарное решение вопроса недопустимо. По мнению исполнительного директора Фонда им. Д. С. Лихачева Александра Кобака, закон 327-ФЗ вообще неприменим к охраняемым ЮНЕСКО и РФ памятникам, в отношении которых должен быть разработан «особый законодательный механизм». Министр культуры Владимир Мединский также выступает за сохранение для Исаакиевского собора статуса музея. Однако, по мнению председателя комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии архимандрита Александра (Федорова), Исаакиевский собор в любом случае должен быть не «музеем-храмом», а «храмом-музеем».
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Источник
Почти месяц прошел с того момента, как общественность узнала о желании РПЦ получить в безвозмездное пользование Исаакиевский собор и Спас-на-Крови. С тех пор прояснилось не многое. Вопросы «как», «когда» и «зачем» в большинстве своем остаются без ответа. Администрация города хранит молчание.
О просьбе епархии о передаче Исаакиевского собора со ссылкой на некие источники 23 июля сообщил петербургский депутат Максим Резник. Представители епархии позднее подтвердили, что письмо на имя губернатора действительно было отправлено за несколько дней до этого. Инициатива церкви стала сюрпризом для многих, в том числе и для самого директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова (подробнее о завязке ситуации читайте здесь).
Позднее чиновники Смольного сообщили, что РПЦ одновременно претендует и на Спас-на-Крови. Профильным комитетам городской администрации поручили подготовить рекомендации по поводу передачи соборов. Меж тем информационное пространство бурлило от возмущенных комментариев. За сохранение музеев в нынешнем виде выступило Министерство культуры. А депутаты петербургского ЗакСа, недовольные тем, что такие важные вопросы решаются без участия общества, даже попытались инициировать городской референдум.
Но идея с референдумом потерпела фиаско. Горизбирком отказал инициативной группе в регистрации на основании того, что вопрос, который предполагалось внести в бланк для голосования, имел слишком размытую формулировку. Вопрос звучал так: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса государственного музея-памятника Исаакиевский собор в ведение каких-либо религиозных организаций?»
«В данном случае формулировки слишком общие, не понятно, что и кому передавать. Ответ на вопрос референдума должен быть однозначным», — заключил глава Горизбиркома Алексей Пучнин.
По сути, формулировку вопроса должны были оценивать не в Горизбиркоме, а на следующем этапе организации референдума – при рассмотрении в ЗакСе. Однако комиссия нашла и другие недочеты в документах, в частности, несоответствие паспортных данных членов инициативной группы. К этим основаниям для отказа в ходатайстве придраться было невозможно.
Решение Горизбиркома шоком не стало. Все-таки комиссия несколько раз отказывала в проведении референдума о строительстве «Охта-центра». Последнее волеизъявление горожан состоялось еще в далеком 1991 году и касалось выбора между Ленинградом и Петербургом в качестве места жительства. С тех пор данный механизм ни разу не работал. Инициативная группа, конечно, готова еще и еще подавать заявки на проведение референдума, но даже сами ее члены, похоже, не особо верят в успех.
Дело в том, что передача церкви имущества религиозного назначения регулируется законом 2010 года, и никакого участия народа в этом процессе не предусмотрено. Достаточно заявки от религиозной организации в свободной форме, при этом оснований для отказа не много, и все они, вроде, не подходят к сегодняшней ситуации. Таким образом, городским властям как будто не остается ничего иного, как передать соборы епархии. Положенный месяц с момента обращения уже прошел, но Смольный хранит молчание.
«Ответ еще готовится», — сообщил пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов. Меж тем комитет по культуре подготовил свои рекомендации по вопросу еще в начале августа. В ведомстве признали передачу церкви соборов нецелесообразной. Однако поставить точку в эпопее по закону должен губернатор. Но он то был в отпуске, то в командировке. И в отсутствие внятного решения люди продолжали представлять себе, как это будет, когда музеи перейдут в ведение РПЦ.
Но дело в том, что в самой церкви то ли действительно толком не продумали всех деталей, то ли не хотят их раскрывать. Во всяком случае вопросы о том, что будет с музеем как с юридическим лицом, какая судьба ожидает его сотрудников, кто оплатит будущую реставрацию и будет отвечать за сохранность памятника, остались без ответа.
«Есть вопросы, которые мы не обговорили до конца и которые в процессе должны решаться. Существует много вариантов того, как могут сочетаться музейная и богослужебная функции. Пока есть только наш вопрос губернатору, но нет ответа официального. Так что это только первый этап диалога», — сообщил председатель комиссии епархии по архитектурно-художественным вопросам, архимандрит Александр.
Служители церкви говорят о том, что вход в соборы будет бесплатным. Однако не понятно, откуда тогда возьмутся средства на содержание всего имущества. В данный момент Исаакиевский собор находится на самоокупаемости и даже приносит в городскую казну деньги, в то время как на реставрацию Казанского (находящегося в ведении РПЦ) городу приходится стабильно выделять средства.
И все же самым главным вопросом остается «зачем?». Между церковью и городом давно заключена договоренность, богослужения во всех четырех храмах музея «Исаакиевский собор» проходят регулярно.
«Первое соглашение о взаимодействии и совместной работе c епархией было подписано в 1990 году, с тех пор оно развивалось, получало дополнения. Богослужения согласованы ежедневно в Cмольном и Cампcониевском соборах, четыре раза в неделю в Исаакиевском и не менее одного раза в неделю в Спасе-на-Крови. Получается, что музей обеспечивает абсолютно безвозмездно не менее 600 богослужений в год. Нашему взаимодействию с епархией не две недели, мы им гордились, и до прошлого месяца никаких претензий не было”, — удивляется Николай Буров.
Исполнительный директор Фонда им. Д.С. Лихачева Александр Кобак отмечает, что Исаакиевский, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови являются памятниками российской государственности федерального значения. Поэтому закон о передаче в ведение церкви не должен применять к ним «механически».
«До революции в Петербурге было 17 городских соборов. Три снесены, два являются ведомственными. Из оставшихся 12 пять возвращены церкви и четыре находятся в совместном пользовании. То есть нет ни одного собора, где не велись бы богослужения постоянно или периодически. С моей точки зрения, необходимо сохранить совместное использование города и епархии», — полагает эксперт.
Но выяснилось, что все дело в такой мелочи, как акценты. В епархии уверены, что Исаакиевский должен быть не музеем-храмом, а храмом-музеем. При этом сами священнослужители считают, что беспокойство горожан во многом надумано и на самом деле церковь вовсе не руководствуется никакими материальными вопросами и ратует за мир во всем мире.
«Я не согласен с тем, что церковь обостряет ситуацию. Мы спокойно подали просьбу, в ней нет ничего криминального, мы ничего не требуем и обращаемся на основании закона. Все должно проходить в спокойном русле», — сообщил ректор Петербургской духовной академии, архиепископ Петергофский Амвросий.
При этом противники передачи соборов часто указывали на то, что Исаакиевский строился не на деньги РПЦ, а за счет казны. Однако и на этот аргумент у епархии есть свое возражение. «Cкажите, а для чего собор был построен? Чтобы стать музеем? Это не было его предназначением», — сообщила руководитель сектора коммуникаций петербургской митрополии Наталья Родоманова.
Но, несмотря на желание епархии «сохранить мир», ситуация получилась обратной. Во многом потому, что церковь почему-то хотела осуществить операцию по передаче соборов втихаря, никак не подготовив к этому общество. Волей-неволей закрадываются мысли о подспудных причинах происходящего. Так, депутат Максим Резник считает, что все основывается на перераспределении финансовых потоков.
Как бы то ни было, РПЦ сейчас является слишком серьезной организацией, имеющей непосредственное влияние на власть (про разделение церкви и государства все уже забыли). Поэтому чиновники Смольного указывают на то, что окончательное решение только на бумаге принимает петербургская администрация. На самом деле надо брать выше. Так что пока ждем распоряжений сверху.
Софья Мохова
Источник
Во время прошедшего в Петербурге круглого стола «Будущее музеев Петербурга: передавать ли их Церкви?» музейщики держали оборону перед представителями РПЦ
Мероприятие, на которое собралось столько журналистов, что яблоку было негде упасть, прошло как раз после того, как горизбирком Северной столицы отказал депутатам Заксобрания в референдуме по вопросу передачи Исаакиевского собора церкви. Возможно, именно поэтому вдохновленные решением ведомства Алексея Пучнина представители РПЦ держались перед журналистами уверенно, иногда даже позволяя себе не отвечать на не самые удобные для них вопросы.
Дуэль РПЦ — музейщики
Дискуссия началась с заявления архиепископа Петергофского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии отца Амвросия, человека, уважаемого не только в церковных кругах, о том, что «различные точки зрения не должны приводить к войне».
— Опасения общественности во многом надуманны. Ведь речь идет не о передаче собора в собственность церкви, а о передаче в безвозмездное пользование, — умиротворенно начал деятель церкви, напомнив о федеральном законе 2010 года, предписывающем органам власти отдавать религиозным организациям имущество религиозного назначения, если оно находится в госсобственности.
По словам архимандрита Александра, председателя комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии, основная цель и задача церкви далека от имущественных споров и материальных претензий.
— Как бы ни решился вопрос, взаимодействие между церковью и городскими властями останется. Сегодня нет никакой революции, а есть диалог, — отметил представитель РПЦ.
Отметим, что на сегодня Исаакиевский находится в оперативном управлении Государственного музея-памятника с аналогичным названием. К комплексе, именующемся также Музеем четырех соборов, он объединяет Исаакиевский, Сампсониевский, Смольный соборы и Храм Спаса-на-крови.
По данным «Общественного контроля», за прошлый сезон только Исаакиевский собор заработал 650 миллионов рублей, а в 2015-м музей-храм планирует получить 700 млн (3,3 млн посетителей). В условиях надвигающегося кризиса — это немалое подспорье для Северной столицы.
Как рассказал директор «Исаакиевского собора» Николай Буров, сейчас решение по вопросу передачи находится в ведении правительства Санкт-Петербурга и Георгия Полтавченко.
— Я человек терпеливый: сижу и жду. Окончательные заявления буду делать по итогам, а сейчас от общения с журналистами у меня мозоли на языке приобрели характер хронических. Интервью приходится раздавать и днем и даже ночью, — объяснил Буров, дополнив, что по ночам в основном звонят москвичи.
Угроза — сильнее исполнения
А вот депутат Законодательного собрания Максим Резник, который признался, что именно он первым узнал и сообщил журналистам о письме митрополита Варсонофия к губернатору, в котором тот просил передать Исаакиевский собор в лоно церкви, считает, что время обороны сегодня прошло.
По мнению парламентария, этот вопрос по-прежнему обсуждается «узким кругом лиц» тяжеловозов российской политики и православной церкви.
— В связи с этим у меня возникает только одна версия, которую преследуют сторонники передачи музея церкви — перераспределение финансовых потоков. Сегодня в нашей стране действует «коллективный владыка» из фильма «Левиафан», и многие деятели, находящиеся у руля, в том числе в Русской православной церкви, очень сильно на него смахивают, — поделился депутат с корреспондентом «Общественного контроля».
— Проводить референдум (по вопросу передачи церкви Исаакиевского собора — прим. ред.) нам действительно не разрешили, что не удивительно. Но мы решили, что еще раз подадим ходатайство. Я думаю, что по срокам это будет уже в сентябре, когда депутаты выйдут из отпусков. В новой заявке мы исправим ошибки, если они есть. Сформулируем ключевые пункты протокола, как это просит сделать избирком. До этого мы хотели уйти от конфронтационной постановки, не стали включать в вопрос название РПЦ, говорили о каких-либо религиозных организациях. Но нам сказали, что мы слишком широко трактуем вопрос. Хорошо, теперь мы сформулируем ходатайство так, чтоб всем все было понятно. Мы не строим иллюзий, понимаем, что под тем или иным предлогом референдум провести все равно не дадут. Но, вообще, в шахматах есть такое понятие: «угроза сильнее исполнения». Нужно обязательно делать некоторые вещи, демонстрируя решимость идти до конца, используя для этого все законные процедуры, — рассказал председатель Комиссии по образованию, культуре и науке Заксобрания.
Он также отметил, что представители церкви заявляют об открытом диалоге, но сами действуют, что называется, исподтишка.
— Они пишут тайные письма, при этом не ставят об этом в известность даже директора Исаакиевского Бурова, — пояснил Максим Резник.
Бесплатная церковь за счет бюджета
Сами представители РПЦ неоднократно уверяли, что один из самых положительных моментов, который произойдет в случае передачи собора, — это то, что он станет открытым: еесли сегодня посетители платят 250 рублей за возможность изнутри осмотреть творение архитектора Огюста Монферрана и многочисленных русских мастеров XIX века (1819 — 1858), то в случае возвращения храма вход в него будет бесплатным.
С этим не согласен профессор кафедры музеологии и культурного наследия Института культуры Владимир Яковлев, который с 1993 по 2000 год занимал пост вице-губернатора северной столицы. — Нам говорят, что Исаакиевский собор станет бесплатным. Но за чей счет он будет ремонтироваться? За счет бюджета, за счет людей? Это несвоевременно, — уверен он, считая, что передача крупных храмов в ведение церкви может стать большой ошибкой нашего времени. — Зачем, к примеру, нужно было ликвидировать Центр духовной музыки в том же Смольном соборе и полностью передавать церкви помещение в малолюдном районе? Сегодня мы молимся за мир на Украине, так зачем же здесь разжигать обстановку? В свое время мы предлагали «перевести» Петербург в XXI век, а сегодня нас возвращают в век XIX», — предложил представителям РПЦ задуматься Владимир Яковлев.
По словам исполнительного директора Фонда им. Д. С. Лихачева Александр Кобака, из 12 соборов в Петербурге сегодня нет ни одного, где не велись бы богослужения.
— Федеральный закон 2010 года не может применяться к таким исключительным объектам механически, как это необходимо делать по отношению к малым церквям. На мой взгляд, соборы должны остаться музеями, которые бы можно было использовать совместно с РПЦ. Меня совсем не пугает, что за вход в них берется плата. В той же Европе в отношении многих храмов происходит то же самое. При этом я не сторонник выноса таких вопросов на референдум. Мы же не решаем на референдуме судьбу международной космической станции, а Исаакиевский собор для нас не менее важен, — отметил Александр Кобак.
Надгробные памятники выкинут потом
В ходе круглого стола были озвучены данные, согласно которым, в год в Исаакиевском, Сампсониевском, Смольном соборах и Храме Спас-на-крови проходит около 600 богослужений. Немаловажно, что многие противники полной передачи собора высказываются за дальнейшую совместную деятельность с представителями православной церкви, а вот некоторые представители РПЦ, по-видимому, с неоправданным азартом включившиеся в борьбу за обладание городскими памятниками архитектуры, позволяют себе совершенно недопустимые высказывания.
Вот, например, отрывок фразы Натальи Ромодановой, руководителя сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе, прозвучавшей во время круглого стола.
— Это не означает, чтобы оттуда немедленно были выкинуты надгробные памятники. Я не думаю, что Александр Суворов, который был похоронен в храме, мечтал находиться в музее.
В первом предложении особенно смущает слово «немедленно». А речь идет и о Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, которую РПЦ тоже хочет полностью вернуть.
Кстати, на вопрос корреспондента OK-inform, готова ли церковь полностью взять Исаакиевский собор в свое пользование, то есть оплачивать все расходы, представители РПЦ ответили весьма уклончиво, заявив, что вопрос о реституции сейчас не идет.
Открытая часть «дуэли» РПЦ и музейщиков закончилась и печально, и немного весело. «Порадовал» журналистов напоследок и отец Амвросий, сообщив, что дальнейшее продолжение истории Исаакиевского собора можно будет проследить на сайте Петербургской митрополии. В ответ на это директор Исаакия Николай Буров пошутил, что информацию можно также искать и на музейном сайте.