В петербургском метро существует «надежная» и «работоспособная» система учета жетонов, и выдавать кассовые чеки пассажирам при оплате проезда необязательно. Такой ответ глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин дал депутату городского Законодательного собрания Максиму Резнику на его вопрос о том, как контролируется продажа жетонов в подземке. Между тем, в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) утверждают: отсутствие чеков не просто дает метрополитену возможность уходить от налогов, но еще и освобождает от необходимости выплачивать компенсации пострадавшим пассажирам.
Глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин дал ответ депутату городского ЗакCа Максиму Резнику, который интересовался, почему при покупке жетонов метро пассажиры не получают кассовых чеков. В своем письме (есть в распоряжении «Ъ») господин Гарюгин утверждает, что в петербургской подземке существует «надежная» и «работоспособная» система учета и контроля жетонов. Принцип работы этой системы заключается в том, что на каждом из этапов движения жетонов (склад, кассы, турникеты) их количество документируется и сотрудники, которые это фиксируют, несут за свои действия материальную ответственность. Из турникетов жетоны выгружает специальная комиссия, которая снимает показания счетчиков и сверяет количество жетонов с количеством проходок через турникеты. Если их количество не совпадает, потери компенсируют кассиры за счет своей зарплаты.
В своем письме господин Гарюгин подчеркивает, что за реализацией жетонов в метро существует не только внутренний контроль, но и внешний: ревизию в ГУПе проводят налоговые инспекторы Федеральной налоговой службы. Что же касается выдачи кассовых чеков, то тут Владимир Гарюгин ссылается на письмо Минфина, датированное 2006 годом, которое разрешает продавать проездные в метрополитене «без контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности».
«Совершенно непонятно, с какой стати метрополитену предоставили такую привилегию», — недоумевает глава общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. По его словам, в московском метрополитене при оплате проезда тоже не выдают полноценных фискальных чеков, хотя Москва уже отказалась от жетонов и перешла на бумажные проездные. Господин Аншаков утверждает, что «особый порядок», в котором метро продает жетоны, «совершенно не вяжется с принципами налогового законодательства». «Фискальный чек служит гарантией того, что налоги уплачиваются в полном объеме. Так это или нет, может показать только внутренняя отчетность или внешний аудит, но он, как правило, проводится аффилированными с метрополитеном структурами. В открытом доступе этой информации нет, получается государство в государстве», — заявил господин Аншаков «Ъ». Он рассказал, что в ОЗПП не раз поступали жалобы потребителей, которые понесли ущерб по вине сотрудников метрополитена, но получить компенсацию не могут: доказать, что человек действительно совершил поездку в метро, практически невозможно.
Беспартийный депутат петербургского ЗакСа Максим Резник назвал систему контроля движения жетонов, описанную господином Гарюгиным, «классической схемой советского периода». Проверить такие схемы, по словам депутата, «затруднительно». Они осуществляются в ручном режиме, товар идет отдельно от денег, существуют отдельные законченные этапы его перемещения, и в случае обнаружения недостачи можно найти виновную кассиршу «внизу», тогда как обычно виновники расхищения имущества находятся среди руководства. «Жетоны не индивидуализированы, и всегда их отсутствие в одном месте можно объяснить наличием в другом», — заметил господин Резник.
По словам депутата, главное отличие петербургской системы от московской — в том, что в Москве проездные билеты после использования не возвращаются в оборот. «Движение проездных в московской подземке соединено неразрывно с финансовым потоком, который фиксируется фискальной памятью кассового аппарата, доступного для проверки не только для нанятых сотрудников, но и для работников налоговой службы», — подчеркнул господин Резник.
Напомним, вопрос о контроле за оборотом жетонов Максим Резник поставил перед Владимиром Гарюгиным на прошлой неделе, в ходе заседания парламентской комиссии по транспортному комплексу. Тогда руководитель петербургской подземки заявил, что для перехода на московскую систему оплаты проезда городу потребуется потратить несколько сотен миллионов рублей.
При этом «Петербургский метрополитен» до конца текущего года сам заплатит Монетному двору 178 млн рублей за изготовление 10 млн новых жетонов (см. «Ъ» от 17.08.2015) вдобавок к 40 млн жетонов, уже вращающихся в бескассовом обороте.
Мария Карпенко