Беспартийные депутаты ЗакСа оживили ежегодный ритуал вокруг главного финансового документа города, представив альтернативный бюджет Петербурга на 2016 год.
Если оригинал пришлось ввозить в парламент на двух тележках, то альтернатива представляет собой брошюрку в 45 страниц. Что это — рекламно оформленная подборка потенциальных поправок ко второму чтению или начало новой политической кампании Оксаны Дмитриевой к выборам 2016 года, — разбиралась «Фонтанка».
Свою версию бюджета Петербурга представили беспартийные депутаты ЗакСа Максим Резник, Ольга Галкина, Вячеслав Нотяг, Сергей Трохманенко, Владислав Бакулин и Ирина Комолова, которым покровительствует депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Дмитриева с единомышленниками последние несколько лет ежегодно готовят альтернативный вариант бюджета страны. Два года назад, до раскола в «Справедливой России», лидер партии Сергей Миронов критиковал Дмитриеву за то, что проект ее авторства не содержит упоминаний о «Справедливой России».
Ранее масштабные заявления по поводу планирования доходов и расходов в петербургском ЗакСе делала только фракция «Яблоко». Григорий Явлинский из года в год критиковал основной финансовый документ города за нереалистичность, но то была именно критика, а не предложение собственного варианта.
Необходимость альтернативы с парламентской трибуны объяснил депутат Максим Резник. «У правительства нет диагноза происходящему в городе, правительство напоминает врача, который лечит больного от неизвестной болезни, – сказал он. – Надо признать, а это не признается, что кризис в Петербурге начался раньше, чем в Российской Федерации, и он глубже, чем в остальной стране. Исходя из этого, мы считаем, что прогнозы на доходы города завышены на 15 – 20 миллиардов рублей. Сохранилась порочная практика заимствований. Обслуживание госдолга Петербурга выросло в 6 раз, на 600%. Это психология временщиков».
Многие статьи расходов реального бюджета критики признают неэффективными. Например, строительство станции метро «Новокрестовская», которая после чемпионата мира по футболу не будет пользоваться популярностью у благополучных обитателей Крестовского острова. Но совсем не строить «Новокрестовскую» нельзя. Решить эту проблему предлагается за счет привлечения средств федерального бюджета – получить субсидию в 10 млрд рублей на завершение стадиона и строительство метро. Правда, не уточняется, какие доводы должны убедить федеральный центр эту субсидию Петербургу выдать.
«Альтернативщики» насчитали в проекте Смольного 61 млрд расходов, которые можно исключить. Резник отмечает, что это вовсе не значит, что 61 млрд можно просто изъять из расходной части и получить бюджет с профицитом. Но сэкономить можно. «Городу продолжают навязывать расходы, связанные с так называемыми девелоперами, – отметил Резник. – Это и город-спутник Южный, и «Славянка», и другое. Мы считаем нужным для всех установить единые правила. Чтобы город накладывал на девелоперов социальные обязательства в объеме не менее 30% от стоимости жилья».
Еще одной мишенью для авторов проекта стали всевозможные фонды, распределяющие бюджетные средства среди тех, кому город пытается помочь – от льготников до малого бизнеса. «Продолжается практика аутсорсинга, когда между социальными программами и горожанами появляются какие-то фонды-прокладки, – сказал Резник. – Наша группа считает это потенциальным источником коррупции».
«Фонды-прокладки» – это, например, ОАО «Центр доступного жилья», в который закачивается почти 1,7 млрд рублей в рамках программы «Молодежи доступное жилье» вместо того, чтобы использовать отработанные программы предоставления субсидий молодежи. Другой пример – Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в СПб, который должен получить 32 млн на поддержку малого и среднего бизнеса. Авторы альтернативы говорят, что сумма незначительная, чтобы обеспечить адресную поддержку малому бизнесу. То же самое относится к 11,4 млн, выделенных на развитие инновационной деятельности и очевидно недостаточных для реальной поддержки инноваций. Под нож «беспартийные» предлагают пустить и другие расходы: на содержание Городского центра управления парковками – на 316,5 млн рублей; мониторинг иностранных и российских СМИ – на 600 тысяч рублей; на приобретение статистики для анализа социально-экономического развития города – на 2 млн рублей; на проведение городского педсовета (4,9 млн) и районных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию граждан (2,1 млн рублей). По их мнению, также не надо тратить 8 млн на Дирекцию наукограда в г. Петергоф и 30 млн – на Дирекцию Санкт-Петербургского международного культурного форума. Из статей на оплату труда госслужащих в альтернативном бюджете предлагается «выжать» около 1 млрд сэкономленных рублей.
По расчетам авторов бюджета-альтернативы, только застройщики-инвесторы навязали городу 22,5 млрд лишних расходов. Еще 3 млрд рублей можно сэкономить, если органы исполнительной власти будут выполнять возложенные на них управленческие функции сами, а не передавать их специально создаваемым госучреждениям. Расходы на связь и информационные услуги, которые включают компьютерное обслуживание органов власти и в сумме превышают 7 млрд рублей, предлагается считать косвенными расходами на госуправление.
Еще одна группа неэффективных расходов бюджета – это траты, которые, по мнению авторов, в принципе не следует оплачивать из денег налогоплательщиков или можно отложить на неопределенный срок без вреда для петербуржцев. В эту категорию попали расходы на программу «Имидж Санкт-Петербурга» и 6,7 млрд рублей, выделенных на покупку недвижимости для органов власти.
Высвободившиеся средства следует направить, например, на компенсации владельцам гаражей (плюс 300 млн рублей), программу капремонта многоквартирных домов (плюс 1,3 млрд рублей), в раздел «Культура, кинематография» (1,7 млрд рублей).
Увеличивать доходы авторы альтернативного бюджета намерены за счет приведения в чувство промышленных предприятий и реиндустриализации. Сначала придется провести сплошную инвентаризацию предприятий, на основе которой будет разработан план получения предприятиями дополнительных контрактов на 100 млрд рублей по Государственной программе вооружений. По аналогичному принципу предлагается провести инвентаризацию научно-исследовательских и конструкторских организаций. Для них, в том числе за счет той же Госпрограммы вооружений, предлагается обеспечить контрактов на 50 млрд рублей.
Дефицит альтернативного бюджета составляет 13,8 млрд рублей, что чуть ли не в 4 раза меньше, чем заложено в реальном бюджете. В итоге основные параметры отличаются от реального варианта: доходы составили 461,9 млрд рублей (на 24,4 млрд больше, чем в официальном проекте), расходы – 475,8 млрд (на 7,3 млрд меньше).
Коллеги по Законодательному собранию к брошюре отнеслись скептически.
«Партия «Яблоко» в 90-е годы готовила свой вариант бюджета РФ, – напомнил Александр Кобринский. – Для того, чтобы сделать такой проект, нужна работа целых институтов. У нашей партии такой институт был – Центр политических и экономических исследований (ЭПИцентр). Но как можно говорить об альтернативном бюджете, если он выглядит как тоненькая брошюрка».
Кобринский отметил, что беспартийные авторы свои брошюры раздали журналистам, а не коллегам-депутатам. «Потому что депутаты начали бы этот бюджет анализировать, – считает Кобринский. – А брошюра, видимо, была адресована журналистам, как людям, которые занимаются пиаром».
Внешнюю легковесность документа Резник объяснил просто: переписали не весь бюджет города, а только места, с которыми они не согласны.
«Яблочник» Борис Вишневский охарактеризовал предложения как набор критических замечаний к существующему документу. «Это скорее тезисы для выступления по бюджетной политике, – говорит Вишневский. – Делать альтернативный бюджет бессмысленно. Что можно сделать альтернативного? Источники доходов определены законом. Можно, конечно, предложить потратить деньги не на то, а на это. Эта работа полезна. Но нам нужен не альтернативный бюджет, а альтернативное понимание бюджетного процесса». При этом Вишневский указал, что в альтернативном бюджете нет ни слова о так называемой поправке БФК, дающей право депутатам самостоятельно перераспределять от 2 до 7 млрд рублей в год.
Оксана Дмитриева считает, что судить об этом документе по его объему нельзя. «Альтернативный бюджет — это только те статьи расходов, которые исключены или увеличены с конкретными разделами и номерами». Поправка БФК в альтернативном бюджете не искоренена, потому что она не видна в реальном. Но многие «кормушки» авторы альтернативы из расходной части вычистили.
Реализация всех пунктов этого документа в условиях действующего законодательства невозможна. Например, в концепцию заложено допущение, что застройщики должны платить городу не менее 30% от рыночной стоимости построенных объектов в качестве компенсации за инфраструктуру. Иначе получается, что застройщик покупает в чистом поле бывшие совхозные земли и втягивает город в огромные расходы по обеспечению транспортной доступности будущего жилья. «Здесь потребуется соответствующая законодательная база, – говорит Дмитриева. – Наш проект – это не сборник поправок ко второму чтению, хотя отдельные его части и будут вноситься в качестве поправок».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»
Петербургский парламент начал рассмотрение главного финансового документа города – закона о бюджете на будущий, 2016 год. Однако план по расходам и доходам далек от окружающей нас кризисной реальности, считают оппозиционеры. По альтернативным подсчетам, город мог бы сократить нецелесообразные траты на более чем 60 млрд рублей.
Основные бюджетные параметры были известны задолго до того, как губернатор Петербурга поднялся на трибуну Мариинского дворца для их оглашения. Доходы в 2016 году составят 432,6 млрд рублей, расходы — 483,2 млрд. Дефицит будет равен 50,6 млрд рублей. В принципе, эти цифры не сильно отличаются от показателей 2015 года. Так, доходы в этом году равны 399,5 млрд рублей, расходы – 451 млрд, дефицит – 51,5 млрд. Но именно эта «похожесть» и заставляет задуматься.
Губернатор Георгий Полтавченко напомнил депутатам, что бюджет верстался в «самых сложных за последние шесть лет условиях для города и страны». Однако не преминул сообщить, что городское правительство выбрало правильный курс, который позволяет городу «уверенно проходить через кризис». Поэтому в Петербурге финансы якобы подсчитывали «с большим оптимизмом», чем в других регионах. В качестве отрицательного примера был приведен секвестр 2009 года. Но теперь у нас все по-другому благодаря «безупречной кредитной истории и маленькому государственному долгу».
Разумеется, в речи губернатора нашлось место и таким словосочетаниям, как «социальная направленность», «соответствие майским указам президента», «курс на импортозамещение» и «переход у умеренному росту». Так, Полтавченко заявил об увеличении ВРП на 1-2% и будущем восстановлении промышленности.
Впрочем, градоначальник все же добавил маленькую ложку дегтя в свою успокоительную речь и признал, что «ситуация действительно сложная», а оптимизм находится на пределе. Но тут же объявил, что бороться с отрицательными явлениями будут с помощью заимствований, а также отказа от «необязательных проектов».
«Поиск резервов правительство города должно начинать с себя. Я уже поставил задачу подготовить предложения по оптимизации численности госслужащих Петербурга», — заявил губернатор. Позже он еще раз подтвердил депутатам, что город действительно будет «экономить на чиновниках». Однако на самом деле зарплата и чиновников, и депутатов все равно растет, потому как регулярно индексируется, не то что у сотен тысяч менее везучих петербуржцев.
В целом же можно сделать вывод, что все бюджетные траты и поступления спланированы с учетом отсутствия особо роста, но и с надеждой на то, что хуже уже не будет. Однако некоторые из депутатов уверены, что для таких оптимистичных оценок пока рано – самое время экономить и готовиться к дальнейшему падению доходов и уровня жизни.
«Задумайтесь, в этом году ожидается снижение ВВП страны в размере 3,5% — и это в лучшем случае. А в Петербурге по многим показателям все гораздо хуже. По итогам девяти месяцев оборот оптовой торговли сократился на 14%, розничной — на 10,5%. Объем производства автомобилей упал на 18% и все это на фоне огромного – более 10% — роста цен», — предостерег коллег Григорий Явлинский.
В таких условиях планирование на три года вперед (а Петербург, в отличие от федералов, не отказался от трехлетних бюджетных планов) может быть просто тратой времени, уверен Явлинский.
«Все, что было принято сегодня, – это просто баловство. Тем более, что экономические прогнозы правительства Петербурга ни по индексу цен, ни по росту ВРП ни разу даже близко не подошли к реальности. Губернатор упомянул о кризисе, но это не нашло никакого отражения в проекте бюджета», — отметил депутат.
Теперь документ ждет многократное изменение параметров. Сначала губернатор пришлет свои поправки ко второму чтению бюджета, которые существенно перекроят существующие бюджетные параметры. Затем все еще раз поменяют на весенней корректировке и «добьют» уже следующей осенью. В рамках таких правок параметры иногда меняются на десятки миллиардов.
Поэтому сейчас депутаты принимают бюджет фактически вслепую. Как справедливо отметили аудиторы из Контрольно-счетной палаты, многие расчеты имеют прогнозный, а не утвержденный характер. Например, город до сих пор не определился, что делать с тарифами в общественном транспорте. Их размер зависит от суммы субсидии перевозчикам. Так что теперь надо либо что-то кардинально урезать, либо повышать стоимость проезда в метро как минимум до 40 рублей. Губернатор уже посоветовал обращаться к нему с идеями по сокращению расходов, однако сразу предупредил – никаких предложений, касающихся стадиона на Крестовском острове. Его город все же достроит на свои кровные.
Группа беспартийных парламентариев во главе с Максимом Резником также отстаивает точку зрения о том, что правительство не в полной мере учитывает кризисные явления в экономике. Совместно с депутатами Госдумы Оксаной Дмитриевой и Натальей Петуховой они даже подготовили альтернативный проект бюджета.
«Сейчас правительство похоже на врача, который лечит больного от неизвестной болезни. Хотя необходимо признать, что кризис в Петербурге начался раньше, чем в России, и он глубже, чем в остальной стране, так что списать все на трудности общероссийские тенденции нельзя. А тот бюджет, который нам сейчас представили, это бюджет чиновников, а не горожан», — сообщил Резник.
По мнению авторов альтернативного проекта, можно увеличить доходы города почти на 30 млрд рублей. Это предлагается достичь за счет политики реиндустриализации и принципиального пересмотра градостроительной политики, то есть взаимоотношений с застройщиками в рамках ГЧП. По мнению депутатов, сейчас девелоперы присосались к городу, как вампиры, в то время как они должны нести существенную социальную нагрузку – строить школы, детсады и прочую инфраструктуру. Впрочем, третье направление мобилизации доходов выглядит малонадежным – привлечение федеральных средств. Потому как федеральный бюджет также не обладает большим избытком средств.
Расходы оппозиционеры предлагают сократить на 7,34 млрд. По их подсчетам, всего петербургские власти в 2016 году хотят неэффективно потратить 61,2 млрд рублей. Сюда, например, входит финансирование мероприятий по продвижению Петербурга за границей, чем занимается комитет по внешним связям, а также много разных трат на госуправление. Кроме того, депутаты предлагают отказаться от повышения окладов и тарифных ставок чиновников, что позволит сэкономить около 1 млрд рублей. В альтернативном бюджете пересматривается и отношение к городским монополистам, то есть предлагается «забрать» у них 7,5 млрд субсидий. Освобожденные в результате средства планируют отправить на полезные нужды – образование, культуру, здравоохранение.
Альтернативный проект бюджета привлекателен тем, что его создатели выступают за все хорошее против всего плохого. Но у него есть один значимый минус – в парламенте все равно утвердят документ с совсем другими параметрами.
Максим Резник, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Да, конечно, важно провести чемпионат мира по футболу и построить станцию метро „Новокрестовская“. Вот как обрадуются жители Крестовского острова, которые нечасто пользуются и существующей станцией. По официальной статистике, она одна из самых менее востребованных. Зато 350 тысяч жителей Красносельского района так и будут ждать, когда у них появится хоть одна станция».