В среду Законодательное собрание приняло в первом чтении закон о бюджете на следующий год. Сразу же после этого беспартийные заксовские оппозиционеры представили публике свой альтернативный бюджет. Изучать его было интереснее: во-первых, потому что он тоньше, во-вторых, потому что произведения оппозиционеров всегда читаются лучше.
Беспартийная оппозиция состоит из исключенных из «Яблока» Максима Резника сотоварищи, исключенных из «Справедливой России» сторонников Оксаны Дмитриевой и исключенной из КПРФ Ирины Комоловой. Их союз под флагом Оксаны Генриховны уже вполне сформировался и, видимо, в таком виде они пойдут на выборы в ЗакС через год.
Можно не сомневаться, что альтернативный бюджет – результат трудов Оксаны Дмитриевой, которая с 2010 года делала альтернативные федеральные бюджеты, презентовавшиеся потом от имени «Справедливой России». Но альтернативный бюджет Петербурга делается впервые.
Его авторы предлагают изменить доходы бюджета: оценка предполагаемых поступлений от налога на прибыль, по их мнению, завышена, так как власти не понимают глубину экономического кризиса в Петербурге. Поступления по этому налогу предлагается уменьшить на 4 миллиарда, со 108 до 104.
Зато записать в бюджет поступления от застройщиков на 23 миллиарда и дополнительно 10 миллиардов – субсидия федерального бюджета на стадион и метро к стадиону. В итоге доходы увеличатся на 30 миллиардов, которые предлагается направить на погашение дефицита, сократив его с 50 до 13 миллиардов (еще 7 миллиардов на погашение дефицита можно взять, сократив ненужные расходы).
«Петербург – единственный субъект федерации, который строит объекты к чемпионату мира за свой счет, – пояснила «Городу 812» свою мысль Оксана Дмитриева. – Во всех остальных регионах – или на федеральные деньги или на средства инвесторов. Поэтому мы тоже можем требовать такое финансирование.
Должен быть принят закон: если у застройщика на создание инженерной и социальной инфраструктуры уходит менее 30% от конечной стоимости реализации построенного объекта, он должен выплачивать компенсации за создание этой инфраструктуры в бюджет. Потому что инвесторы покупают за копейки совхозные земли, переводят их в жилые и застраивают, а создание всей инфраструктуры оплачивает город».
Чтобы сократить расходы, авторы альтернативного бюджета предлагают отказаться от передачи государственных функций на аутсорсинг. Органы власти вместо того, чтобы самим выполнять какие-то работы (сбор и подготовка документов, проведение оценок, разработка концепций и т. д.), либо привлекают для этого сторонние организации, либо создают свои собственные. Тратя на это суммарно 3 миллиарда. Притом что контроля за деятельностью таких организаций гораздо меньше, чем если бы эти функции выполняли органы власти, а уровень зарплат в них не регламентируется, подчеркивает Дмитриева.
Ряд бюджетных трат принципиально правильны, но в той форме, в которой они существуют, неприемлемы, считают авторы альтернативного бюджета. Например, 11 миллионов выделяются для субсидий юрлицам на «проведение мероприятий по развитию инновационной деятельности». «Этого недостаточно для развития инноваций даже в минимальном объеме, но достаточно для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность организации, которая будет этим заниматься», констатируют авторы альтернативного бюджета.
То же самое относится к «Фонду развития субъектов малого и среднего предпринимательства в СПб», который получит из бюджета на свою деятельность 32 миллиона. И к «Фонду развития промышленности СПб», распоряжающегося целым миллиардом. Все эти деньги необходимо напрямую выдавать в виде грантов тем, кому они предназначаются, считает Оксана Дмитриева.
Есть довольно большой постатейный перечень трат, от которых предлагается отказаться. Убрать выплату 6,7 миллиарда за «Невскую ратушу». Отменить программу ГЧП, по которой за деньги бюджета для квартала «Славянка» строится инфраструктура, – это еще 1,2 миллиарда («Славянка» как раз и относится к тем вызвавшим гнев Дмитриевой жилым комплексам, которые строятся на бывших сельхозземлях). Убрав программу «Имидж Санкт-Петербурга», можно сэкономить 360 миллионов. Многочисленные непонятные организации вроде АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северно-Западного федерального округа» берут из бюджета кто один миллион, кто десять, а суммарно получается 8,3 миллиарда. Один только Петербургский партнериат малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья» обходится бюджету в 13 миллионов.
Разумеется, нельзя обойтись, по версии оппозиционеров, без экономии на чиновниках. Отказ от повышения их зарплат даст городу 1 миллиард. На одни только доплаты к пенсиям госслужащим тратится больше, чем на репрессированных и тружеников тыла вместе взятых, говорит Дмитриева.
Всего статей, на которых можно сэкономить, авторы альтернативного бюджета насчитали на 61 миллиард.
Вопрос, однако, в том, насколько юридически возможно отказаться от выплат за «Невскую ратушу», ГЧП или заставить застройщиков платить за инфраструктуру.
«Конечно, необходимо будет изменить законодательство. Новый бюджет – новая политика, – говорит Оксана Дмитриева. – Но если есть решение отказаться от выплат, можно просто не закладывать эти деньги в бюджет. Нет денег в бюджете – нет выплат. Есть, например, закон об индексации пенсий на уровень не ниже инфляции. Но если в бюджете денег на это нет, одновременно с его принятием приостанавливается на год действие закона о пенсиях. То же самое можно сделать и здесь».
Поменять в официальном проекте бюджета размер доходов или уменьшить дефицит оппозиционеры, конечно, не смогут, но во втором чтении они наверняка попробуют принять какие-то предложения из своего альтернативного бюджета в качестве поправок.
Антон МУХИН