Петербургские активисты намерены собрать и отправить губернатору Георгию Полтавченко 10 тыс. подписей под петицией об отмене повышения тарифов, сообщил «Радио Балтика» один из инициаторов кампании Вадим Суходольский.
«Мы работаем с депутатами Законодательного собрания, с ними будем обсуждать наши дальнейшие шаги, будем обращаться в комитет, делать запросы от независимых депутатов. Максим Резник и Ольга Галкина [депутаты ЗакСа — прим. РБ] занимаются этой тематикой, и мы с ними общаемся по этому вопросу», — пояснил активист.
Опубликованную в интернете петицию сегодня подписали более 900 человек. По словам Суходольского, подписи отправят в Смольный в конце декабря. Кампания будет длиться полтора-два месяца. Главная идея акции – остановить рост цен, пока не будет произведён аудит расходов транспортных компаний Петербурга, добавил активист.
В конце октября вице-губернатор Петербурга Игорь Албин поддержал позицию Законодательного собрания об увеличении стоимости проезда на 2 рубля — до 30 рублей в наземном транспорте и до 33 рублей в метро. По некоторым данным, в городском бюджете на 2016 год заложено подорожание до 40 рублей за проезд в наземном транспорте и до 42 рублей в метро.
Петербургское отделение «Открытой России» обеспокоено предстоящим повышением платы за проезд в общественном транспорте. Оно не только опустошит кошельки горожан, но и приведет к заторам на городских улицах. Не все эксперты с этим согласны.
Петербургское утро началось с большой пробки: у моста Александра Невского очередь из автомобилей растянулась на 7,8 км. Новость не только пробила петербургский топ «Яндекс.Новостей», но и совпала со стартом общественной кампании фонда «Открытая Россия» Михаила Ходорковского «Стоп тариф». Инициаторы проекта уверены: рост тарифов отпугнет горожан от общественного транспорта, и петербуржцы пересядут в комфортабельные личные авто. Вывод: пробок станет больше.
«Самое главное «лекарство от пробок» — это доступный и комфортный общественный транспорт. Автобус и троллейбус вмещают по 60 человек, трамвай и того больше, а в петербургским метро пользуются около 2 млн человек в день. В автомобиле обычно ездит по 1-2 человека. Именно потому общественный транспорт так важен для любого мегаполиса», — отмечает активист Вадим Суходольский.
По его мнению, городские власти не развивают общественный транспорт, а совсем наоборот. При этом повышение цен не станет локомотивом роста: Смольный-де не анонсировал больших планов по обновлению подвижного состава.
Это, впрочем, не совсем так. В конце прошлого года московский «Трансмашхолдинг» передал в петербургскую подземку 52 новых вагона. Весной же этого года Смольный подписал договор с «Вагонмашем» (совместное предприятие Scoda и «Кировского завода») на поставку восьми составов до 2017 года.
Обновляется, хоть и медленно, трамвайный парк. Так, в этом году город закупил три новых трамвая «Витязь», закупаются низкопольные вагоны и вагоны для челночного движения. Кроме того, у «Горэлектротранса» есть программа обновления состав собственными силами: сотрудники предприятия модернизируют морально устаревшие трамваи ЛМ68М. В этом году обновили 16 вагонов, в следующем — обещают еще 32. Буквально в эти выходные по улицам перестали ходить парные составы из тех же старых ЛМ68М. Это к тезису Суходольского, что «те же трамваи в Петербурге – это по-прежнему медленные дребезжащие вагоны из 70-80 годов. Рост тарифов в последние годы был практически каждый год, а эти устаревшие трамваи не меняются никак».
Впрочем, основная мысль активиста «Открытой России» в другом: при повышении стоимости проезда пассажирам станет выгодней обзаводиться личным транспортом в ущерб общественному.
«Альтернатива общественному транспорту есть не у всех, но у многих – есть. По уровню автомобилизации наш город занимает лидирующие позиции в России. У нас на тысячу жителей около 305 автомобилей. Это не считая автомобилей гостей, туристов, — сказал Вадим Суходольский «Агентству Бизнес Новостей». — Альтернатива есть – ехать на автомобиле или на общественном транспорте. Опыт города Киева, где в прошлом году почти в два раза повысили тарифы, показывает, что в этом году пассажиропоток метрополитена упал на 200 тыс. человек», — отмечает активист.
Отметим, что подобные по масштабам колебания наблюдались и в российских метрополитенах. Так, в 2008 году московская «подземка» потеряла те же 200 тыс. человек в сутки. Тогдашний начальник метро Дмитрий Гаев объяснил это экономическим кризисом (который сейчас наблюдается и на Украине).
В том, что повышение стоимости проезда может привести к дополнительным заторам на улицах с Суходольским согласен московский урбанист, основатель «Городских проектов» Максим Кац.
«Когда люди выбирают, на чем им перемещаться по городу, они оценивают три параметра: скорость, комфорт и цену. Причем цена — так называемая out of pocket price. То есть, если ты едешь на машине, то не оцениваешь, сколько стоит сама машина, а только сколько стоит поездка: бензин, парковка», — сказал АБН эксперт.
Такая ситуация вполне возможна в Северной столице, продолжает он.
«В Петербурге практически нет платной парковки, есть только пилотная зона. И для абсолютного большинства автомобилистов в Петербурге поездка на авто почти ничего не стоит. И дальше что получается, что автомобиль выигрывает и по цене и по комфорту. Общественный транспорт же остается тем, кто совсем не может купить автомобиль (а таких мало; почти все могут позволить себе хотя бы старый автомобиль). Или может выигрывать временем: когда стояние в пробках становится совсем неприемлемым, люди снова выбирают, метро», — предполагает Кац.
Впрочем, в определенный момент возможна и смена тенденций — чем больше будет на дорогах пробок, тем больше будет соблазн пересесть обратно на метро: оно, в отличие от наземных средств передвижения, крайне редко дает сбои в расписании.
Не видит риска новых пробок из-за роста тарифов депутат ЗакСа, глава профильной комиссии по транспортному комплексу Алексей Палин.
«Слава богу, удалось отстоять эту позицию: будет проезд стоить 30 и 35 рублей, а не 40 и 42 рублей, как первоначально планировалось. Поэтому тут нет настолько значительного повышения, чтобы были варианты отказа от общественного транспорта», — сказал агентству народный избранник.
По его словам, люди с пониманием относятся к такому росту тарифов: «Даже бабушки и дедушки понимают, что это объективная необходимость», — считает парламентарий.
Впрочем, основное требование «Открытой России» даже не столько заморозка тарифов, сколько аудит транспортных предприятий города. На минувшей неделе, например, коллега Палина Максим Резник поинтересовался у губернатора Полтавченко, почему зарплата заместителей начальника ГУП «Петербургский метрополитен» выше, чем у членов городского правительства. На это градоначальник ответил, что его, мол, учили не считать деньги в чужом кармане.
«Пока в «транспортном цехе» неясно куда уходят деньги, пока изменений в транспорте города не видно, люди не будут доверять общественному транспорту», — уверены в «Открытой России». «Они (горожане — АБН) будут выбирать для поездок на работу или учёбу свои личные автомобили. А значит, весь город будет задыхаться в пробках», — резюмируют в ОР.
Василий Романов / АБН