Ценовая лихорадка: что и как подорожает после Нового года //СМИ

С приходом нового года в магазины приходят и новые цены, из-за которых идти за покупками после праздников порой бывает немного страшно. Чтобы вы не боялись и заранее знали, к чему готовиться, «Телеграф» выяснил, что и как сильно подорожает в 2016 году.

Учитывая, что недавно Россия на год – до августа 2016 года – продлила продуктовое эмбарго и мы по-прежнему под санкциями, в следующем году цены на продукты опять вырастут. По данным Росстата, за 2015 год еда в среднем подорожала на 9,9%. Особенно подскочили в цене фрукты – на 24,8%, сахар с конфетами – на 20,1%, рыба и морепродукты – на 19,2%.

Хлеб и вино

Впрочем, как уверяет министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, до конца 2015 года суммарный рост цен не превысит 15%, а в 2016 году стоимость продуктов и вовсе изменится «незначительно». Какой процент понимает под этой формулировкой чиновник, не уточняется.

В свою очередь игроки продуктового рынка тоже осторожны в прогнозах – многое будет зависеть от состояния валютных курсов, полагают они. «Все будет зависеть от ситуации «доллар–рубль», потому что за валюту в нашей отрасли покупают комплектующие к оборудованию, – пояснила «Телеграфу» совладелица петербургской сети фермерских магазинов «Гирлянда» Алена Гилилова. – Наверное, ожидать повышения цен все-таки стоит, но пока предпосылок к этому нет».

О валютных колебаниях как о главном ценообразующем факторе говорят и участники алкогольного рынка. «Что касается импортного алкоголя, то в этом сегменте ценообразование напрямую зависит от курсов иностранных валют. Достаточно вспомнить декабрь прошлого года, когда некоторым импортерам пришлось поднять цены на 30–40%», — анализирует президент группы «ЛАДОГА» Вениамин Грабар. По его словам, сейчас рынок более-менее стабилизировался, пока предпосылок к прошлогодней ситуации нет, но и полностью исключать ее повторение было бы неправильно. «О снижении цен на импортную продукцию пока также не идет речи: после нескольких скачков в этом году рынок замер и находится в достаточно равновесном состоянии. При этом цены для всей товаропроводящей цепочки далеки от оптимальных. Но игроки рынка импортного алкоголя, понимая, что ситуация продиктована покупательской способностью населения и повышение цен может отпугнуть потребителя, стремятся сохранить их на том же уровне», — уверен господин Грабар.

Между тем в сегменте отечественного алкоголя к весне 2016 года даже без повышения акцизов удорожание продукции в рознице будет сопоставимо с уровнем инфляции 2015 года, говорят эксперты. Помимо валютно-политических факторов свою роль могут сыграть и организационные. В частности, к росту цен на спиртное в 2016 году может привести внедрение в ретейле и опте единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). «Для продавцов нововведение будет сопровождаться существенными затратами, которые в итоге, скорее всего, будут учтены в ценах алкогольной продукции на полке», — констатирует Вениамин Грабар.

Золотой проездной

История с будущими ценами на проезд длится всю осень — с самого начала кампании по утверждению бюджета. В итоге на днях закс с тарифами наконец определился. В 2016 году жетон метро подорожает с 31 до 35 рублей, а стоимость проезда в наземном транспорте вырастет с 28 до 30 рублей. Ощутимо, но не катастрофически, особенно если вспомнить, что до этого были попытки утвердить тарифы в районе 40 рублей и выше. На этом настаивали транспортники, мотивируя это постоянно растущими расходами на топливо и эксплуатацию парков.

«Транспортники считают, что повышение тарифов должно быть до уровня 42 рубля за жетон и 40 рублей для наземного транспорта. Но это тот вопрос, который на сегодня вызывает разногласия между исполнительной властью и законодательной, потому что наша комиссия по транспортному комплексу рекомендовала совсем другие цифры: 33 рубля — проезд в метро, 30 рублей — на наземном транспорте», — говорил в ту пору жарких тарифных споров депутат петербургского парламента Максим Резник.

Про цены на общественный транспорт депутаты с грехом пополам договорились — не вполне контролируемыми остаются теперь только маршрутки: коммерческие перевозчики вправе заламывать цены вплоть до 40 рублей за разовую поездку, и это не предел.

В других сферах тоже все поднимется в цене. Ставшая вдвое дороже за 2015 год одежда в следующем году «подскочит» еще примерно на 30%. Основной удар, разумеется, придется на вещи зарубежных марок, ставшие такими дорогими на фоне девальвации рубля и европейских санкций. Автомобили и автозапчасти, по прогнозам аналитиков, станут дороже минимум на 10% (в премиальном сегменте — до 30%), бытовая техника «наберет» от 5 до 20% своей стоимости.

Кому повысят зарплаты

Покупательскую способность населения снижает тот факт, что при растущих ценах на товары и услуги зарплаты в 2015 году не росли вовсе и даже сокращались. Прогноз на будущий год более позитивный. По данным рекрутинговой компании Head Hunter, среди петербургских работодателей чаще других о возможности сокращения окладов в 2016 году упоминают компании с численностью до 50 человек, и, наоборот, – от 3 до 10 тыс. человек. При этом 60% компаний с наибольшей численностью готовы увеличивать выплаты.

Как рассказали «Телеграфу» в Head Hunter, про увеличение зарплат в 2016 году больше всего говорят представители таких сфер, как машиностроение, ИТ, строительство, медицина. А вот урезать зарплаты будут в сферах телекоммуникаций, СМИ, маркетинга, услуг для бизнеса, производства непищевых товаров народного потребления.

«Большинство компаний в Петербурге пока что не приступили к планированию фонда оплаты труда на следующий год. Однако среди тех, кто уже готов к формированию бюджета, заметна тенденция к острожному планированию, — говорит Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат Head Hunter». — Большинство работодателей в настоящий момент думают о сохранении показателей на уровне этого года. Аналогичная ситуация и с компаниями, имеющими региональную сеть, однако здесь аккуратное планирование заметно даже больше: 67% работодателей говорят о сохранении окладов на уровне этого года, и только каждый пятый намерен их увеличить».

По словам Натальи Даниной, петербургский бизнес все же настроен сохранить затраты на оплату труда на уровне этого года. «Возможно, основные изменения стоит ожидать в части переменных показатель: бонусов и премий, которые зависят от вклада каждого сотрудника в прибыль компании. И тем не менее сейчас мы видим более позитивную ситуацию по сравнению с весенними данными, когда среди участников аналогичного опроса про увеличение окладов думали 16% респондентов, 23% планировали изменения в рамках отдельных позиций», — резюмирует специалист.
Мария Бессарабова

Источник



comments powered by Disqus