Максим Резник: Решение о сокращении полиции в музеях — неоправданное //СМИ

В конце августа ОК-информ уже обращался к данной проблеме. В материале «Достояние республики отдадут магазинным охранникам» мы достаточно подробно писали о том, что может ждать наши музеи, в том случае, если они останутся без государственной защиты. Но тогда голос музейщиков так и не был услышан. Почему эта тема снова волнует специалистов?

По словам Александра Кузьмина, заместителя председателя Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, большинство экспонатов в российских музеях бесценны, но, к сожалению, не все это хорошо понимают.

«Позиция МВД до сих пор непонятна, ведь музеи всегда платили за охрану. И платили по тем расценкам, которые выставляли правоохранители. Три года назад охраны лишились региональные музеи, а сейчас уже федеральные (с ноября 2015 года). Сейчас музеи вынуждены обращаться к частным структурам, которые даже не имеют права задерживать нарушителей, поэтому все прекрасно понимают, что фактически многие музеи остались без охраны», — рассказал Александр Кузьмин, отметив, что при работе музеев с частными структурами существуют определенные риски — важная информация о доступе в музей может уйти, например, в криминальные структуры.

Такое предположение в беседе с корреспондентом «Общественного контроля» высказал директор Государственного Эрмитажа Борис Пиотровский. «У нас страна частных охранников, их очень много. И многим из частников нельзя доверять планы защиты музеев. В этом отношении сотрудники полиции лучше, хотя бы потому, что они принимали присягу», — пояснил Михаил Пиотровский.

По словам специалиста, Эрмитажу, к охране которого в настоящее время дополнительно привлечена военная полиция, приходится часто проявлять чудеса изобретательности, чтобы не обнародовать конфиденциальные детали систем безопасности музея во время проведения различных тендеров, например, для создания охранных систем.

С тем, что полицейские часто более профессионально подходят к делу, согласен и Максим Резник, глава Комиссии по образованию, культуре и науке Заксобрания Санкт-Петербурга. «Решение о сокращении полиции в музеях — неоправданное. Лучше бы сокращали различные Центры “Э”. Сейчас в силовых структурах слишком много людей, которые занимаются не охраной правопорядка, а борьбой с оппозицией. А так — степень защиты сотрудниками полиции тех же музеев по многим признакам намного выше, чем у их частных коллег», — отметил депутат.

О тяжелом грузе ответственности, который в связи с «реформой» лег на руководство музеев, рассказал «Общественному контролю» исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев. «Ничего хорошего в том, чтобы снимать охрану с музеев, нет. Каждый руководитель музея лично отвечает за сохранность экспонатов», — отмечает эксперт. Также он замечает, что в глубинке ситуация с охраной музеев вообще зашла в тупик. «Тамошние директора плачут, жалуются, что там нет доверия к частным охранным структурам, да и не везде эти структуры есть. Например, раньше тот же постовой при Музее-заповеднике Шолохова дополнительно обеспечивал охраной все деревни в округе», — пояснил Борис Аракчеев.

Он также рассказал, что в последнее время в связи с оптимизацией бюджета и сами музеи обязаны сокращать свои расходы, что тоже может негативно повлиять на безопасность. Например, объектам культуры предлагают сокращать тех же уборщиц, и заключать соглашения с клининговыми компаниями. В качестве примера Борис Аракчеев привел Музей истории и религии, где раньше уборщицы работали утром и вечером, не мешая посетителям. Теперь же клининговые компании осуществляют уборку прямо посреди дня, а посетителей просят выйти и подождать, прерывают экскурсии.

Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров пояснил, что, несмотря на существующую проблему, в условиях больших городов работать с частными охранными структурами можно. «Если нас устраивает ЧОП, мы стараемся выбрать тех, кому доверяем. Наш музей всегда охраняли сотрудники охранных структур», — рассказал Николай Буров.

Напомним, что еще в июле 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении предельной численности органов внутренних дел России на 110 тысяч человек. Сделано это было для оптимизации бюджетных расходов по предложению Минэкономики.

Первоначально было заявлено, что сотрудники вневедомственной охраны полиции перестанут охранять российские музеи с 1 ноября 2015 года. В качестве альтернативы музейщикам было предложено нанимать частных охранников. После нелестных высказываний о «реформе» представителей музейного сообщества было решено, что в 46 наиболее крупных российских музеях полиция продолжит выполнять свои обязанности. В Санкт-Петербурге в этот список вошли Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей-заповедник «Петергоф», Музей-заповедник «Царское Село», Российский этнографический музей и Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Вероятно, проблема охраны объектов культуры, не попавших в список, будет волновать общественное мнение и дальше. Последние события, связанные с террористическими актами в местах массового скопления, захват заложников и другие происшествия, возможно, заставят власти пересмотреть отношение к экономии на охране общественного порядка и безопасности в музеях.

В беседе с корреспондентом «Общественного контроля» представители музейного сообщества выразили надежду, что в ближайшее время список музеев, которые будет охранять полиция, расширят.

Источник



comments powered by Disqus