Не обижайте шахматы политикой //Zaks.ru

Независимый депутат петербургского Законодательного собрания Максим Резник со спортом дружит: в юности играл в футбол, сейчас занимается плаванием, любит настольный теннис. Но на первом месте у парламентария – шахматы, о них он готов говорить много и с удовольствием. Максим Резник – кандидат в мастера спорта по шахматам. ЗАКС.Ру решил проверить педагогическое мастерство парламентария.

А кто король?

Поначалу мысль о том, что придется нянчиться с корреспондентом ЗАКС.Ру, который даже названия фигур толком не знает, показалась Резнику малопривлекательной. Но, согласившись с тем, что с чего-то начинать надо, депутат взялся провести мастер-класс по шахматам.

К появлению ЗАКС.Ру в кабинете Максима Резника уже стояли шахматы. Белые фигуры все были на своих местах, черные валялись горкой на столе рядом с доской.

— Ну, что вам рассказать? Я не знаю, даже. Вы когда-нибудь брали в руки шахматы? — весело спросил Резник.
— Я играла в шашки, но очень давно. В шахматах – полный ноль, — не так весело признался корреспондент ЗАКС.Ру

Учитель задумался, посмотрел на шахматную доску и начал с азов.

— С чего обучение языку начинается? С букв. Вот и тут также, сначала надо познакомиться с названием фигур и их расстановкой на доске. Вот смотрите, что это? — указывает на белых пешек Максим Резник.

Получив правильный ответ, он продолжает рассказ.

— Пешки ходят только вперед. Это – королева, или ферзь, так правильней – она ходит как угодно. В советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», Д’Артаньян во время одного знаменитого шахматного диалога спрашивал: «Кому угодно»? Но пойдем дальше. Самая главная, и при этом слабая фигура – король. Его надо все время защищать. Задача шахматиста – поставить королю мат. Мат, если совсем просто – это когда королю некуда ходить. Вот — ладья, она ходит по прямой на любое количество клеток, — объясняет Резник, показывая на доске, как ведут себя те или иные фигуры.

ЗАКС.Ру перебивает депутата, предлагая представить, что шахматное поле – это государство.

— Король, получается, — это президент. А ладья – это кто тогда? — интересуется журналист.
— Нет, если мы говорим про наше государство, то у нас король – это ферзь, потому что это самая сильная фигура.
— Тогда, выходит, король у нас – Дмитрий Анатольевич Медведев? Ну, типа второй главный после сильного.
— Я не знаю. Видите ли, в чем дело — нашу политику нельзя сравнивать с шахматами, так как шахматы – это игра по правилам, а российская политика – игра без правил. Это скорее, вышибалы какие-нибудь. Не обижайте шахматы, не сравнивайте их с российской политикой, — отвечает сквозь смех Резник.
— Ну давайте тогда абстрактное государство представим. Неужели нельзя никакие провести параллели? — не унимается журналист.
— Все равно не то. У государства, как мне казалось, иные задачи. Они не ставят друг другу маты, они как раз ведут переговоры. Государства, по идее, должны всегда играть вничью. Так что сравнения неприменимы. Шахматы – это более благородное дело, чем то, что называется политикой. Это уникальная игра: одновременно и спорт, и искусство, и наука, — уверен парламентарий.

Мат мату — рознь

Урок возвращается из философского в практическое русло. Познакомив с тем, что это за фигуры и как их едят, Максим Резник объясняет правила их расстановки на доске и показывает самый знаменитый шахматный ход e2-e4.

— С этого хода начиналось большинство партий в шахматной истории. Во времена застоя, когда чемпионом мира по шахматам был Анатолий Карпов, шутили, что Карпов ходит Е2-Е4, А Брежнев ходит Е2-Е2. Такой вот типа политический анекдот на кухнях рассказывали, — говорит парламентарий.

От теории переходим к практике. Максим Резник показывает детский мат, основная идея которого заключается в том, что ферзь и слон атакуют поле f7. Депутат погружается в шахматы, параллельно объясняя, что делают белые, черные, зачем записывать все свои ходы. Говорит Резник и о возможных ошибках, которые могут совершить обе стороны. Несколько минут – и белые ставят мат.

— Хотите, покажу блиц-игру с реальным соперником в Интернете? Я играю в «Гамблер», где, в том числе, есть шахматы, — предлагает Резник.

«Гамблер» – игровая программа, пользователи которой могут в режиме онлайн сразиться с реальными противниками в шахматы, преферанс, дурака, бридж, покер, домино и т.д. Депутат перемещается за свой рабочий стол, садится за компьютер и начинает поиск соперника.

— О, какой-то Крылов. У него рейтинг 2086, у меня – 1821. Он лучше меня играет в шахматы, значит. С большой долей вероятность он меня обыграет, но не факт, — объясняет Максим Резник.

Игра начинается. Две партии по четыре минуты. В первой победа осталась за Резником, вторая – за Крыловым. Депутат хоть и был увлечен игрой, но решил поддаться, чтобы вернуться к разговору. В итоге — ничья.

— После дебатов в ЗакСе за «Гамблером» дух переводите? – интересуется корреспондент ЗАКС.Ру.
— Смотря, с кем дебаты. У меня еще «стрелялка» на компьютере стоит одна. Если речь идет о Виталии Валентиновиче Милонове, то после него бывает нужно поиграть во что-то более эффективно снимающее стресс, чем шахматы, — сетует депутат.

Максим Резник – не единственный парламентарий, увлеченный игрой в шахматы. В Законодательном собрании даже проводится турнир, финал которого состоялся 14 декабря. Кроме Резника из депутатов играли Александр Кобринский и Анатолий Кривенченко. Резник победил.

Собеседник ЗАКС.Ру тем временем рассказывает, что играть в шахматы начал в первом классе.

— У нас был очень хороший тренер, фанат своего дела и просто замечательный человек Мирон Осипович Гальперин. Он меня приобщил к этому делу. Вообще, я участвовал во многих турнирах, в том числе международных, — вспоминает депутат.

Резник признался, что когда-нибудь хотел бы открыть шахматный кружок, но это станет возможным лишь тогда, когда появится достаточно свободного времени. В завершение шахматной беседы, Резник показал, как он поставил спертый мат депутату от «Единой России» Александру Кущаку во время турнира.

Спертый мат — мат конём, когда свои фигуры мешают королю уйти от угроз противника. Первые позиции такого рода комбинаций обнаружены в персидских мансубах IX века. Механизм комбинации «спёртый мат» впервые был разобран в 1497 году испанцем Луисом Рамиресом Лусеной в «Повторение любви и искусство игры в шахматы»

— Делается мат этот, как правило, за счет жертвы ферзя. Партия считается красивой, если так происходит. Такой мат был поставлен мной Александру Ивановичу Кущаку. Он очень расстраивался. Но, надо сказать, что Кущак – молодец, в отличие от некоторых наших коллег честно отыграл все партии, ни от кого не прятался. А были те, кто записался в турнир, а потом не играл. Кущак же, как честный человек, играл со всеми, даже с более сильными соперниками, — рассказал Максим Резник.

Источник



comments powered by Disqus