Вероятно, Георгий Сергеевич никогда не гулял в этом месте возглавляемого им города: с одной стороны, его решение открывает возможность создания здесь парка, однако — с другой — проект выглядит крайне сложным, если не сказать — нереальным.
В последние дни завершившегося года губернатор Георгий Полтавченко поставил свою подпись на законе «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О зеленых насаждениях общего пользования”», и 8 января документ был официально опубликован. Таким образом, группа депутатов и общественных деятелей получила то, чего добивалась почти полгода. В списке городских зеленых насаждений общего пользования появился новый объект: «Парк без названия на Канонерском острове» площадью чуть более 50 га.
Полгода борьбы
В июне 2015-го в Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсуждали поправки к генплану города. Одна из них касалась перевода территории на юге Канонерского острова из зоны объектов водного транспорта в зону зеленых насаждений общего и ограниченного пользования. Этому предшествовала пиар-подготовка: в сети был объявлен сбор подписей за поддержку инициативы. «В случае реализации подобных планов дамба Канонерского острова могла бы стать крупнейшей рекреационной зоной с выходом к Финскому заливу в непосредственной близости от центральной части города, примыкая к Адмиралтейскому и Кировскому районам города», — говорилось в обращении к гражданам.
Активность проявлял депутат муниципального образования «Морские ворота», расположенного на Канонерском острове, Даниил Кен и известный общественный активист Федор Горожанко. Их поддержали депутаты ЗакСа Ольга Галкина, Максим Резник, Ольга Комолова, Владислав Бакулин, Вячеслав Нотяг и Сергей Трохманенко.
Первая попытка оказалась неудачной — поправку не приняли. Вместе с тем вице-губернатор Игорь Албин заявил, что вернуться к идее создания парка на Канонерском острове можно будет при подготовке нового генплана в 2018 году.
Депутаты технично зашли с другого края, предложив поправки в закон о зеленых насаждениях общего пользования, и сумели их провести. «После вступления закона в силу мы продолжим добиваться создания полноценного парка на дамбе Канонерского острова, а не просто “зеленой зоны общего пользования”», — говорится в заявлении общественников. «Дальше должна быть разработана концепция того, каким должен быть этот парк, — рассказала “Общественному контролю” Ольга Галкина. — Я думаю, что мы в ближайшее время обратимся к исполнительной власти и будем узнавать, каковы перспективы дальнейшего развития этой территории», — сообщила она.
Пробка и свалка
Между тем достичь желаемого будет намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы это понять, стоит хотя бы раз посетить «парк без названия» на Канонерском острове. Путь к нему лежит через тесный тоннель под Морским каналом. Пешеходная или велосипедная прогулка по нему представляет собой экстремальное мероприятие с риском для жизни. Остается общественный и личный автотранспорт.
Но и он не поможет, если в день визита на остров на расположенном здесь портовом терминале встанет под разгрузку какое-нибудь судно. Тогда единственная дорога, пролегающая по Канонерке, наполнится фурами и встанет в мертвую пробку. К слову, решить проблему с грузовиками на Канонерском острове обещала еще предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, однако практически так ничего и не изменилось. Местные жители пеняют на хозяина терминала, каковым считают одного из политиков федерального уровня.
Если же дорога «к храму» будет свободна, то она приведет аккурат к огромной свалке. Когда-то это была стройплощадка, но строительство почему-то не пошло. И тогда сюда стали приезжать грузовики с грунтом с других строек. Зимой здесь вываливают собранный в городе снег. Насколько опасны эти отходы для местных жителей, никто не знает, ведь свалка незаконна.
Дорога на лоно природы ведет мимо этой свалки по останкам бетонной набережной. Она давно развалилась: повсюду обломки бетона и штыки арматуры, угрожающие травмировать отдыхающего в «парке». Расположенная в конце этого непростого пути роща для многих действительно окупает все трудности перехода своей живописностью. Здесь можно встретить ландшафтных фотографов или просто отдыхающую с шашлыком молодежь. Но в «парке» бывают и те, кто не стремится попадаться на глаза: редкий год обходится без того, чтобы в дальнем конце Канонерки не нашли очередного мертвеца.
Реально и дорого
«Свалку надо либо вывозить, либо рекультивировать, — говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, являющийся одним из сторонников проекта. — Создание парка поверх свалки — одна из приемлемых технологий рекультивации с точки зрения соотношения цена — качество», — продолжает он.
Транспортную проблему, по словам эксперта, должны решить развитие маршрутов общественного транспорта, а также прокладка пешеходной дорожки вдоль побережья Финского залива. «Это технологические проблемы, а не неразрешимые препятствия», — уверен эксперт.
«Вопрос в том, сколько средств будет вложено», — логически рассуждает специалист лаборатории градопланирования Илья Резников. По его словам, минимально необходимым условием для создания полноценного парка для горожан является наличие рядом остановки общественного транспорта (сейчас от ближайшей надо идти полчаса). «Сделать съезд на Канонерский остров с Западного скоростного диаметра, конечно, возможно, но это будет крайне сложно и дорого, — размышляет он. — Тоннель еще один построить тоже затруднительно». Впрочем, эксперт указывает еще на один вариант решения транспортной проблемы — запретить на острове разгрузку судов.
Сохранение старых парков и создание новых — актуальный для Петербурга вопрос, но время для его решения неподходящее — из-за кризиса, уверен директор консалтинговой фирмы «Интекон» Игорь Лучков. «На это все нужно много денег, а инвесторов и раньше было днем с огнем не сыскать на такие общественные затеи, — объясняет он. — Хорошо бы сохранить сейчас существующие рекреационные места».
Впрочем, и сами инициаторы проекта соглашаются с тем, что его реализация потребует много времени. «Этот вопрос небыстрый, — признает Ольга Галкина. — Я думаю, это проект, к сожалению, не сегодняшнего дня. Но самое главное, что мы застолбили это место».