В Смольном планируют добиться изменения закона «О полиции» из-за закрытых данных о нарушителях правил парковки.
Смольный инициировал «продвижение» изменений закона «О полиции». Сейчас из-за отсутствия согласования между федеральным центром и городскими властями Санкт-Петербург потерял уже порядка 180 млн руб. А средства, вложенные в создание платных парковок, до сих пор не окупились.
Проект платных парковок Санкт-Петербурга не только не приносит городской казне прибыли, но и может считаться убыточным. На организацию парковок и содержание оборудования было потрачено 243,2 млн рублей. При этом доход, полученный с оплаты парковок за пять месяцев, составил лишь 52,4 млн рублей. Сумма штрафов из-за неоплаченных парковок, по данным Life78, составила уже около 180 млн рублей.
Смольный предпринял несколько попыток «договориться» с Министерством внутренних дел, но они пока результата не принесли. Life78 разбирался, почему Москва и Петербург так и не смогли договориться о том, кто должен наказывать «безбилетников», которых уже насчитывается больше 6 тысяч, на парковках северной столицы и почему для этого требуется изменить федеральный закон «О полиции».
Переписка главных лиц
В распоряжении редакции оказалась переписка между петербургской администрацией и федеральным ведомством. Губернатор города Георгий Полтавченко в ноябре 2015 года обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву.
— Считаю возможным приступить к проработке вопроса о передаче части федеральных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях (…), обеспечив организацию взаимодействия уполномоченных представителей МВД России и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Далее губернатор говорит о том, что создание какого-либо специального органа, который сможет штрафовать нарушителей, не имеет смысла и может занять много времени. «Необходимость администрирования правонарушений за нарушение правил пользования платными парковками в Санкт-Петербурге существует уже в настоящее время», — подчеркивает он в обращении. И затем переходит к сути вопроса.
— Отсутствие сведений о собственнике ТС препятствует Комитету по развитию транспортной инфраструктуры реализовывать полномочия по привлечению к ответственности за нарушение правил пользования платными парковками, что ставит под угрозу всю систему функционирования платного паркования, — пишет губернатор Колокольцеву. – Прошу Вас повторно рассмотреть возможность заключения соглашения об информационным взаимодействии между МВД России и правительством Санкт-Петербурга.
Через месяц губернатор получил ответ от МВД, но не лично от Владимира Колокольцева, а от врио министра Александра Горового. Ссылаясь сразу на несколько норм и законов, он ответил – для доступа в банк данных субъектам федерации необходима специальная норма федерального закона.
Так, в официальном ответе губернатору он пишет, что неоплата не относится к нарушениям ч.5 ст. 12.16 КоАП – то есть запрету на парковку там, где это запрещено знаками или разметкой.
— Данная норма не применима в случаях привлечения к административной ответственности за стоянку ТС вне зону действия дорожных знаков или разметки проезжей части дороги, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств, в том числе за нарушение правил пользования правил парковками, — указано в письме МВД.
По мнению ведомства, в случае с парковками штрафы можно взымать по другой статье КоАП – правонарушения в области благоустройства территории. А для этого никакие персональные данные субъекту не нужны.
— Реализация указанного права не предполагает передачу персональных данных владельцев ТС субъекту РФ, — уточняет представитель МВД в ответе главе города.
Что же касается доступа к банку данных, который просит дать Полтавченко, то на это нужна специальная норма — по нынешнему законодательству, раскрывать персональные данные можно лишь с согласия их владельца. Иными словами, чтобы передать данные о владельце машины, нарушившем парковку, для оформления правонарушения, на это должен согласиться он сам.
— Таким образом, для предоставления информации органами исполнительной власти субъектов РФ из банков данных информационных систем МВД РФ о собственниках ТС необходимо наличие нормы федерального закона, разрешающей предоставление данной информации, — резюмирует Горовой.
В Смольном не считают ситуацию тупиковой и планируют добиваться своего дальше. В ближайшее время первый зампредседателя КРТИ Анатолий Мишанов планирует собрать рабочую группу с представителями МВД для проработки изменений в федеральное законодательство и законодательство города.
И. о. директора Городского центра управления платными парковками Юрий Васильев уверен, что для этого нужна «незначительная корректировка» ФЗ «О полиции». В нем необходимо прописать обязанность МВД предоставлять доступ к банкам персональных данных органам исполнительной власти субъектов страны «в целях реализации их полномочий в области администрирования правонарушений, предусмотренных региональным законодательством».
Петербургские депутаты эту идею поддерживают и готовы «продвигать» изменение законодательства в интересах Смольного на федеральном уровне.
— Мы обсуждали эту ситуацию на профильной комиссии по транспортному комплексу, но обсуждать ее нужно на федеральном уровне. Возможно, понадобится внести изменения в федеральное законодательство, ведь если закон противоречит здравому смыслу, менять нужно закон, а не смысл, — прокомментировал депутат ЗакСа Максим Резник. — 180 миллионов — большие деньги, и они нужны Петербургу.
Многомиллионный проект Смольного
Платить за парковку в центре города петербуржцы начали осенью 2015 года – с 3 сентября на 27 улицах (территории между Невским, Лиговским проспектами, набережной Фонтанки и Кирочной улицей) заработала пилотная зона платной парковки. Запуск проекта переносился несколько раз – сначала парковки хотели открыть в мае 2015 года, потом перенесли на июнь, а уже после отодвинули на август.
Идея правительства города была ясна: снизить транспортную нагрузку на узкие улицы центра города и при этом пополнить городскую казну. 243,2 миллиона вложили в организацию зоны платной парковки, установили ценник 60 рублей в час и продумали систему абонементов на месяц и год.
Зона платной парковки успешно заработала – в СМИ то и дело мелькали положительные отзывы, которые не вызывали нареканий у жителей северной столицы. Напротив, горожане хвалили петербургские власти за цену и комфорт на парковках, сравнивая с достаточно спорным и дорогим московским аналогом.
К январю 2016 года (5 месяцев с момента эксплуатации зоны платной парковки) Смольный получил 52,4 миллиона рублей с оплаты парковок. За это время горожане воспользовались платной парковкой два миллиона раз. Из них 836 тысяч — это парковочные сессии сроком меньше 15 минут, которые не оплачиваются, 739 тысяч — парковки льготных категорий граждан, и только 425 тысяч сессий предполагали почасовую оплату.
Неправильная парковка
После старта проекта петербургские чиновники поняли, что не смогут в полном объеме пополнять городскую казну. Они не могут штрафовать нарушителей правил парковки. К слову, штраф за нарушение парковки в Петербурге составляет 3 тысячи рублей.
Получилось следующее: любой желающий мог парковаться на платном месте абсолютно бесплатно, при этом чиновники не могли взыскать с него ни рубля. Срок давности у таких нарушений небольшой – через два месяца власти не в праве наказывать автомобилистов.
Почему властям Петербурга не дают «зеленый свет»
Собеседники Life78, знакомые с ситуацией, пояснили, что существует несколько версий, почему федеральное МВД не дает «зеленый свет» Петербургу. Первая версия и, по мнению некоторых госслужащих, наиболее вероятная – ГИБДД не хочет терять доход от эвакуации с парковок. В настоящий момент все неправильно припаркованные автомобили эвакуируют именно они. Кроме того, сотрудники ГИБДД принимают решение об эвакуации авто нарушителей и, соответственно, выписывают штрафы.
— Компании-эвакуаторы работают по договору с ГИБДД. Если отдать персональные данные «Центру парковок», то и штрафы уйдут у ним, и компании-эвакуаторы останутся без работы, — пояснил Life78 источник близкий к «Центру парковок».
Вторая версия, менее вероятная, это конфликт с сотрудниками 78 отдела полиции. Именно этот отдел попал в зону платных парковок Санкт-Петербурга.
— Обратите внимание, что служебные автомобили с синими номерами могут стоять там, где им удобно. Ситуация с личными автомобилями сотрудников этого отдела иная, — отметил собеседник Life78.
Сотрудники 78 отдела полиции вынуждены ставить свои личные автомобили должны на платные парковки. Попытка договориться между полицейскими и КРТИ потерпела фиаско, отметили собеседники близкие к ситуации.
Руководитель региональной общественной организации «СПб.Авто» Святослав Данилов уверен, что из-за такой несогласованности действий государственных органов страдает не только городской бюджет, но и сами автомобилисты.
— Идея платных парковок замечательная, но то, как она исполнена в нашем городе и вообще в стране, вызывает только отторжение. То, что два государственных ведомства не могут поделить ответственность, это вообще смешно. А в итоге страдают потребители, которые за свои деньги получают отвратительный сервис. Зачем изобретать велосипед, когда во всем мире платные парковки прекрасно работают, — удивляется эксперт.
Опыт «старшего брата»
В столице проект платных парковок запущен тремя годами раньше. Соглашение между правительством Москвы и МВД было заключено фактически одновременно с запуском платных парковок в 2012 году. Оно позволило ведомствам обмениваться предусмотренной информацией. Общая сумма средств, собранных за платную парковку в столице с 1 ноября 2012 года, составила более 6 млрд руб.
Однако и тут не обошлось без проблем: МВД России и Савеловская межрайонная прокуратура города выявили серьезные нарушения в работе «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП) — структуры, ответственной за платный паркинг в столице.
При проверке они обнаружили, что АМПП выносил эти постановления в нарушение российского законодательства. Штраф за неуплату парковки направляется автовладельцу после того, как по запросу в федеральной базе данных определяется личность нарушителя. В МВД и прокуратуре заняли строгую позицию — закон «О полиции» позволяет передавать персональные данные лишь органам власти на определенных условиях.
Проверка АМПП проводилась по запросу депутата Госдумы и сопредседателя штаба ОНФ по Москве Вячеслава Лысакова. Свою экспертизу деятельности АМПП провел также Институт государства и права РАН. На основе этих документов Лысаков подал в Генпрокуратуру запрос с требованием вмешаться в работу департамента транспорта Москвы и АМПП. В итоге, в Москве могут признать незаконными 368 тысяч штрафов за неуплату парковки.