Отмена транспортного налога может противоречить Конституции //СМИ

Life78 попробовал разобраться, во сколько инициатива Смольного может обойтись бюджету города и осуществима ли она вообще.

В правительстве Петербурга рассматривают возможность освобождения от уплаты транспортного налога в случае приобретения отечественных автомобилей. С таким заявлением на заседании правительства города выступила глава Комитета по экономической политики Елена Ульянова.

Для стимулирования потребительского спроса на отечественные авто городской комитет транспорту по предлагает освободить физических и юридических лиц от уплаты транспортного налога на три года по автотранспортным средствам, произведенным в Российской Федерации в 2016 году, а также приобретенным и зарегистрированным в 2016 году в Петербурге.

– Кроме снижения расходов покупателей автомобилей, данная мера позволит поддержать объемы производства и сохранить рабочие места на предприятиях автомобильной отрасли Петербурга, а также снизить товарные остатки в дилерских центрах, – пояснила Ульянова.

В настоящий момент доля Петербурга в структуре общероссийского производства легковых автомобилей варьируется от 22 до 24%. По итогам 2015 года в городе произведено более 307,6 тыс. автомобилей. По итогам двух месяцев 2016 года в Северной столице было произведено 33 тыс. 936 автомобилей.

По данным аналитического агентства «Автостат», на 10 марта в Петербурге насчитывается 1 млн 648 тыс. легковых автомобилей, из них 74,3% составляют иномарки. Директор агентства Сергей Целиков пояснил, что иномаркой в рейтинге считается любой автомобиль нероссийской марки, при этом то, где он произведен, значения не имеет.

– По моим данным, примерно 80% иномарок, которые пользуются спросом в нашей стране, производятся здесь же. Импорт составляет соответственно около 20%, – пояснил Целиков.

Согласно данным «Автостата», на 1 января 2016 года в Петербурге зарегистрировано 801,6 тыс. легковых автомобилей, произведенных в РФ. В 2014 году в городе на Неве было продано 90,4 тыс. легковых автомобилей, произведенных в России (это соответствует доле в 64,6% от общего объема). В 2015 году этот показатель составил 60,2 тыс. штук (доля – 72,4%). Как видно из этих данных, продажи автомобилей в Петербурге продолжают падать, однако сделать прогноз на 2016 год эксперты пока затрудняются.

Самой популярной иномаркой в России по итогам прошлого года стал Hundai Solaris. Это доступный и экономичный автомобиль, который производят в Петербурге. Максимальная мощность составляет 123 лошадиных силы. Используя калькулятор транспортного налога на официальном сайте Федеральной налоговой службы, можно посчитать, что налог на такой автомобиль составит 4,2 тыс. рублей в год.

По данным портала «Auto-dealer», за 2015 год в городе продан 8061 автомобиль этой марки. Рост динамики, по сравнению с 2014 годом, составил 24%. При общей тенденции авторынка к падению, процент роста вряд ли останется на прежнем уровне. Также в налоговом кодексе предусмотрены различные льготы при уплате транспортного налога. В Петербурге от уплаты налога освобождены Герои Советского Союза и России, Герои социалистического труда, ветераны Великой Отечественной войны и военных действий, инвалиды I и II групп, родители детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся радиации во время катастрофы в Чернобыле, владельцы автомобилей до 1990 года выпуска и мощностью до 80 лошадиных сил. Льготами в размере 30% налогового платежа пользуются и пенсионеры.

Второй по популярности автомобиль у петербуржцев – Kia Rio. За прошлый год продано 6650 таких машин. Максимальная мощность Rio также составляет 123 лошадиные силы, таким образом транспортный налог на этот автомобиль также составит 4200 рублей в год. Третий по популярности автомобиль – это Renault Duster. Он также производится на территории России. За прошлый год в Петербурге реализовано 4781 автомобиль. Самый мощный двигатель «Дастера» выдает 143 лошадиные силы, таким образом налог на автомобиль составит 5005 рублей в год.

Таким образом, если не брать в расчет льготные категории граждан и несколько более мощный «Рено», то на одних «солярисах» и «рио» бюджет города потеряет порядка 60 млн рублей в год.

Кроме экономического эффекта от отмены налога, вопросы вызывает и легитимность такого решения. По закону субъект федерации имеет право на снижение ставки по налогу, однако в случае успеха у петербуржцев появятся явные преимущества перед другими россиянами.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева подтвердила, что изменение ставки транспортного налога входит в компетенцию региональных властей, однако отметила, что в техническом плане к инициативе возникает много вопросов.

– Субъект федерации может принимать решение по льготам и снижению ставок, но в если мы хотим стимулировать спрос на отечественные автомобили, такая постановка вопроса не вполне корректна. Транспортный налог снижается, но вместе с ним растут акцизы на топливо. Непонятно, каков будет объем выпадения доходов из казны города, – считает Дмитриева.

В то же время она не представляет, как технически возможно осуществить эту инициативу.

– Ведь если речь идет только о Петербурге, то такой избирательный подход может стать поводом для обращения в Конституционный суд. А если мы говорим об автомобилях, собранных в России, то такую инициативу нужно стимулировать повсеместно, а не только в городе на Неве. Отмена налога в отдельно взятом субъекте не повлечет рост спроса на автомобили российской сборки по стране, – говорит Оксана Дмитриева.

Экономические выгоды инициативы пока не просчитаны. Как заметил член комиссии по транспорту петербургского закса Максим Резник, накануне выборов можно отменить хоть все налоги, но выборы пройдут, а бюджет должен откуда-то пополняться. Но, если инициатива реально произведет положительный эффект на российский автопром, то внедрять ее нужно повсеместно.

Кроме того, что отмена налога поставит Петербург в неравное положение по сравнению с другими субъектами федерации, есть и другая опасность. В случае, если инициативу введут только в Северной столице, то автовладельцы со всех концов страны будут приезжать регистрироваться в город на Неве, превратив его в «столицу регистрации ТС».

Источник



comments powered by Disqus