В Санкт-Петербурге на Марсовом поле в понедельник прошел митинг против появления в городе моста имени президента Чечни в 2003–2004 годах Ахмата Кадырова. Организаторы — беспартийные депутаты петербургского парламента Максим Резник и Ольга Галкина и координаторы петербургской «Открытой России» — призвали расширить полномочия региональной представительной власти, чтобы чиновники не смогли принимать решения «без учета мнения петербуржцев». Выступающие подчеркнули, что митинг «не против кавказцев и не против чеченцев, а за справедливость». При этом петербургские националисты планируют в ближайшее время провести собственную акцию протеста по аналогичному поводу.
Примерно полторы тысячи петербуржцев вышли сегодня на Марсово поле, чтобы выразить протест против появления в городе моста имени Ахмата Кадырова. Напомним, решение назвать мост на окраине Петербурга именем первого чеченского президента на прошлой неделе приняла городская топонимическая комиссия. Ее первый зампред, глава городского комитета по культуре Константин Сухенко не отрицает, что несогласных с этой инициативой (исходила она от трех неизвестных общественных организаций) членов комиссии «приглашали на беседу» в городское правительство, чтобы переубедить. Решение в Смольном называют «протянутой рукой мира» к чеченскому народу. При этом в комиссии признают, что прошлогодний соцопрос показал отрицательное отношение петербуржцев к увековечению памяти Ахмата Кадырова в городской топонимике.
Организаторы сегодняшнего митинга — беспартийные депутаты петербургского парламента Максим Резник и Ольга Галкина — просили горожан приходить на Марсово поле исключительно с флагами России и Санкт-Петербурга, чтобы протест был «общегражданским, а не партийным». Партийной символики на митинге действительно не оказалось — если не считать нескольких плакатов с надписью «Партия Роста против Кадырова моста» (именно при поддержке этой партии депутаты Резник и Галкина планируют участвовать в сентябрьских выборах).
Лозунги на митинге были разными. Плакаты с перечислением имен выдающихся петербургских деятелей культуры и искусства, чьи имена не увековечены в городе, соседствовали с плакатами в духе «Мост Кадырова в Петербурге после гей-парада в Грозном» и портретами Рамзана Кадырова с подписью: «Фашизм падет». Был и советский флаг, который принесли на митинг сторонники социалистического «Левого фронта»,— они, впрочем, старались не афишировать свою политическую принадлежность. «Власть сделала все, чтобы объединить петербуржцев абсолютно разных, иногда противоположных взглядов,— зачитал депутат Резник с трибуны обращение историка Льва Лурье.— Патриот мечтал бы видеть на карте Петербурга мост Ермолова. Демократ — Немцова или Политковской. Сегодня — мы вместе».
Риторика выступающих с трибуны тоже различалась. «Два чувства собирают нас на такие митинги: любовь к своему городу и возмущение тем, что делает в нем наша власть»,— говорил депутат городского парламента Борис Вишневский, который призывал петербуржцев в сентябре избрать таких депутатов, которые «не допустят принятия решений вопреки мнению граждан». Максим Резник также требовал сделать подконтрольным парламенту принятие решений об изменении петербургской топонимики. Вслед за Максимом Резником и Борисом Вишневским толпа скандировала «Это наш город!», а вслед за зампредом ПАРНАС Ильей Яшиным, который специально приехал в Петербург на митинг,— «Нет пособникам Кадырова!»
Максим Резник со сцены высказывался против петербургских чиновников — председателя комитета по культуре Константина Сухенко и вице-губернатора Владимира Кириллова, лоббировавших инициативу по увековечению памяти Ахмата Кадырова. Илья Яшин вслед за ним призвал «составить список всех политиков, которые публично высказывались в пользу моста Кадырова» — «они должны стать персонами нон грата». «Эта инициатива — пренебрежение мнением петербуржцев, наплевательское отношение к избирателям, расшаркивание перед откровенными бандитами,— заявил он.— Кадыров — герой для нынешней партии власти, но для нас кадыровщина — символ беззакония и символ произвола». Но тут же подчеркнул, что «мы собрались здесь не потому, что мы против кавказцев или чеченцев, а потому, что мы за справедливость».
Отметим, что информацию о митинге на Марсовом поле активно распространяли в сети администраторы националистических сообществ. В частности, к митингу хотели присоединиться участники движения «Славянская сила», но затем от этой идеи отказались. «Организаторы сего мероприятия — демократы. В ходе переговоров они дали нам понять, что не хотят присутствия националистов на этом митинге,— рассказал “Ъ” активист движения Федор Андреев.— Мы обязательно проведем в рамках закона свой митинг по тому же поводу “моста Кадырова” и, думаю, соберем на него больше народа».
Мария Карпенко, Санкт-Петербург
Источник
В Санкт-Петербурге набирает силу протест против намерения властей увековечить в городе имя Ахмата Кадырова. Вечером 6 июня на Марсовом поле состоялся санкционированный митинг, участники которого требовали отметить решение Топонимической комиссии о присвоении имени бывшего президента Чечни мосту через Дудергофский канал.
Горожан возмущает, что решение было принято без учета общественного мнения, которое склоняется в пользу других вариантов названия моста. В частности, по мнению петербуржцев, нанесения на карту города достойны деятели науки и культуры, чьи достижения были связаны с Санкт-Петербургом. В то время как имя Ахмата Кадырова у многих жителей Северной столицы ассоциируется либо с объявлением джихада России во время первой чеченской войны, либо с грубыми нарушениями прав человека в кавказской республике, когда он стал сторонником Кремля.
Эти настроения были отражены на самодельных плакатах, которые принесли участники митинга.
«Ахматовой — да, Ахмату — нет!»
Инициаторами мероприятия выступили депутаты Городского законодательного собрания Санкт-Петербурга Ольга Галкина и Максим Резник, а также активисты городского отделения «Открытой России». В обращении, опубликованном на прошлой неделе в социальных сетях, содержалась настойчивая рекомендация не приносить на акцию партийную атрибутику и ограничиться флагами России и Санкт-Петербурга. Тем не менее, о политических симпатиях отдельных митингующих можно было судить и по красным знаменам СССР, и по содержанию самодельных плакатов. Например, такого содержания: «Партия роста против Кадырова моста».
В основном же участники митинга, которых по подсчетам полиции было около семисот человек, выражали свои предпочтения перечислением политиков и общественных деятелей, имена которых они хотели бы видеть на карте города. Здесь фигурировали «мост Анны Политковской», «мост Натальи Эстемировой», «мост Бориса Немцова». Были также предложения назвать мосты, площади или проспекты именами Иосифа Бродского, Владимира Набокова, Анны Ахматовой. Последнее предложение было выражено образно: «Ахматовой — да, Ахмату — нет!». Другой плакат предлагал присвоить имя Кадырова-старшего воинскому кладбищу.
Мост Кадырова — «плевок в лицо нам всем»
При этом выступавшие с трибуны подчеркивали, что их отрицательное отношение к названию «мост Кадырова» нельзя отождествлять с враждебностью к чеченскому народу. Так, член Топонимической комиссии, краевед Алексей Ерофеев, который был одним из тех, кто голосовал против «моста Кадырова», напомнил, что недавно одной из улиц Петербурга было присвоено имя чеченского летчика Даши Акаева, защищавшего небо над блокадным городом. Что же касается моста через Дудергофский канал, то наиболее уместным, по мнению краеведа, было бы название «мост Героев». «Это — в нашей городской традиции давать мосту имя проспекта, в створе которого он находится», — пояснил Ерофеев в разговоре с корреспондентом DW.
В митинге также принял участие приехавший из Москвы сопредседатель Партии народной свободы Илья Яшин. По его словам, решение властей Санкт-Петербурга назвать мост именем Ахмата Кадырова — «плевок в лицо нам всем». «Кадыровщина, — продолжил Яшин, — это беззаконие и символ произвола. И для того, чтобы беззаконие и произвол не стали нормой в нашей стране, необходимо сопротивляться и протестовать до тех пор, пока Россия не станет нормальной цивилизованной страной», — призвал оппозиционер.
В беседе с корреспондентом DW сопредседатель ПАРНАС сказал, что он испытывает оптимизм по поводу победы своих петербургских единомышленников. «История — такая непредсказуемая вещь, что иногда маленькая сила, которая противостоит огромному гиганту, одерживает верх. И я думаю, что это — ровно такой случай. Потому что на нашей стороне правда и справедливость», — убежден Илья Яшин.
Вместо моста — столб
Справедливости ради надо отметить, что на Марсово поле пришли не только противники «моста Кадырова». Один молодой человек забрался на фонарный столб неподалеку от трибуны и выкрикивал лозунг: «Ахмет Кадыров — герой России». При этом сторонник покойного лидера Чечни не смущался тем, что неправильно называет его имя.
Собравшиеся не стали с ним спорить, а просто прицепили к фонарю бумажку с надписью «столб Кадырова». Через некоторое время молодой человек слез вниз и без сопротивления сдался сотрудникам полиции.
А участники митинга приняли резолюцию, в которой содержится призыв к принятию закона, обязывающего членов Топонимической комиссии учитывать мнение петербуржцев. Тема присвоения тех или иных имен городским объектам будет поднята и во время Марша в защиту Санкт-Петербурга, который демонстранты постановили провести в начале сентября.
В Петербурге прошла акция протеста против наименования моста в честь первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Со сцены против появления топонима вещали депутаты, активисты и местные жители. А члены Топонимической комиссии призывали разогнать и реформировать совещательный орган при губернаторе.
«Сегодня день рождения Александра Пушкина, он к Петербургу точно имел отношение», – начал митинг депутат ЗакСа Максим Резник. Его соведущая, один из лидеров РПР-ПАРНАС в Петербурге Наталья Грязневич подхватила: «Петербург – против моста имени Кадырова. Была идея провести референдум, но думаю, что это только трата денег, потому что ответ очевиден».
На Марсовом поле к началу акции собрались порядка 500 человек, постепенно подходили опаздывающие. А со сцены продолжали говорить депутаты и политики, которым в преддверии выборов Смольный предоставил исчерпывающий кейс для агитации и проведения избирательной кампании.
Ольга Галкина, избранная в ЗакС от Красносельского района, назвала решение Топонимической комиссии носящим шлейф политической провокации и «взяткой Кадырову». Специально из Москвы на митинг приехал сторонник Бориса Немцова Илья Яшин.
«Я некоторое время назад был в Грозном. Много удивительных вещей видел. Прошёлся по проспекту Путина, постоял на площади Ахмата Кадырова, бывшей Свободы. Но не увидел там улицу Анны Политковской и моста Немцова. Инициатива городских властей – это позор для всей страны и наплевательское отношение к избирателям. Мы не против Кавказа, мы за справедливость», – заявил он.
Помимо политиков со сцены звучали и голоса топонимистов, 30 мая голосовавших против рекомендации губернатору назвать мост именем Ахмата Кадырова. Напомним, что решение было принято на закрытом заседании, 9 членов комиссии высказались за, 8 – против или воздержались. Большинство из голосовавших в поддержку Кадыровского моста являлись госслужащими, с которыми в течение недели настоятельно разговаривали представители Смольного. Позже вице-губернатор Владимир Кириллов и глава комитета по культуре Константин Сухенко пояснили, что увековечить память Кадырову в Петербурге нужно, чтобы отдать дань уважения исламскому миру.
«То, что мы голосовали тайно, комиссию не красит. Что же касается объяснения о том, что надо проявить уважение к чеченскому народу, так у нас есть улица летчика Акаева, да и нет у нас никаких враждебных отношений к чеченцам», – сказал со сцены краевед Алексей Ерофеев. Его коллега Сергей Басов высказался резче и вовсе призвал к реформе Топонимической комиссии. «Взятые в комиссию нам помогать чиновники вместо помощи принимают решение, за которое нам стыдно. Нужна реформа Топонимической комиссии, этот орган не должен назначаться губернатором. Каждая ветвь власти должна присылать своих представителей», – предложил он.
На протестной акции дали слово и местным жителям. Журналист газеты, освещающей жизнь ЖК «Балтийская жемчужина», Людмила Левитина сообщила пришедшим на Марсово поле итоги голосования за лучшее наименование моста. Как оказалось, из 11 тысяч лишь 110 человек поддержали увековечивание памяти Кадырова, остальным понравились варианты мост Героев, Жемчужный мост, Южно-Приморский, мост Героев-Балтийцев.
Пока со сцены велась агитация против, неизвестный мужчина влез на фонарный столб и провозгласил себя оппонентом. «Герой России имеет такое же право, как и Марат или Робеспьер. Когда в честь них называли набережные и улицы, митингов не было. Ахмет Кадыров – наш герой», – заявил он, исказив имя своего кумира. Организаторы митинга попросили его слезть со столба, даже напоминая, что подобное когда-то сделала и обезьяна, но мужчина не успокаивался, а вокруг него собиралась толпа.
«Слезь, упадешь же! Иди на трибуну, там выступи», «Да он пьяный», «Он – провокатор», «Он – НОДовец», – кричали ему снизу.
«Я против Героя России ничего не имею, а на трибуну меня не пустили. Мое имя ничего не значит, но я сам по себе», – отвечал защитник «кадыровского моста». Войдя в кураж, поймав внимание толпы, он упомянул о своей биографии – мол, воевал в Чечне, был в плену в ДНР. Пока зеваки слушали «бойца», оппозиционеры наклеили на фонарь плакат «кадыров столб». На нем мужчина просидел еще полчаса, уверяя, что не слезет, так как внизу его ждут «охранители путинского режима». Но, очевидно, усталость взяла свое, и после окончания митинга, когда толпа уже поредела, сторонник Кадырова отдался в руки сотрудников правопорядка. В отделе полиции ему выписали протокол по статьям за неповиновение полиции (ст. 19.3 КоАП) и нарушение порядка проведения митинга (ст. 20.2 КоАП).
Пока полицейские разбирались со внезапной оппозицией, митингующие посчитали собранные подписи под обращением губернатору. Их получилось 1400. В Смольном же, хоть автографы не собирали, но озвучили свои данные, сколько людей вышло на митинг: получилось ровно в 4 раза меньше.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
В понедельник вечером, 6 июня, в Санкт-Петербурге прошел митинг против присвоения имени бывшего главы Чечни Ахмата Кадырова безымянному мосту на дальней окраине города. Споры вокруг «Кадырова моста» стали в последнее время одной из самых заметных российских новостей. Кому пришла в голову идея нанести имя Кадырова на карту «северной столицы»? Как и почему протестуют против этого горожане? Что ждет спорную инициативу в будущем? На эти вопросы после митинга ответил корреспондент RFI в Санкт-Петербурге.
Всё началось с того, что в последний понедельник мая Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга на своём экстренном заседании рекомендовала губернатору города Георгию Полтавченко закрепить за безымянным мостом через Дудергофский канал имя Ахмата Кадырова.
За это решение проголосовали девять членов Топонимической комиссии, шестеро выступили против, и ещё двое воздержались. Вопрос об увековечении имени Ахмата Кадырова в городе на Неве имеет свою историю. Некоторое время назад с таким предложением выступил депутат Городского законодательного собрания Виталий Милонов. Но его инициатива не нашла поддержки у губернатора – Георгий Полтавченко заявил, что Кадыров-старший был слабо связан с Санкт-Петербургом, кроме того, с момента его смерти прошло недостаточно времени, чтобы увековечивать память.
Второй раз вопрос возник весной этого года, но, учитывая, что среди горожан преобладает негативное отношение к нанесению имени Ахмата Кадырова на карту Санкт-Петербурга, решено было вернуться к рассмотрению проблемы, по крайней мере, после выборов. Поэтому неожиданно собранное заседание Топонимической комиссии и поспешно принятое ею положительное решение взбудоражило петербуржцев.
За неделю в Интернете было собрано более 70 тысяч подписей с требованием пересмотреть вопрос о том, чтобы мост в створе проспекта Героев носил имя Ахмата Кадырова. Кроме того, по инициативе депутатов городского парламента Ольги Галкиной и Максима Резника, а также петербургских представителей движения «Открытая Россия» на вечер 6 июня на Марсовом поле был анонсирован общегородской митинг. Учитывая остроту проблему и настроения в обществе, смольнинские власти сочли за благо митинг санкционировать. В то же время появились сведения о том, что проект постановления о наречении моста через Дудергофский канал «кадыровским» уже лежит на рабочем столе Георгия Полтавченко и ждёт подписи невского градоначальника.
Это ещё больше подогревало интерес к предстоящему митингу. Кроме того, на улицах города появились пикеты, призывающие горожан принять участие в акции протеста против «моста Кадырова», а в социальных сетях продолжался активный сбор подписей под обращением к губернатору Полтавченко.
В результате в понедельник вечером на Марсовом поле собралось около четырехсот человек. Организаторы митинга просили не приносить с собой никакой партийной символики и обойтись только флагами России и Санкт-Петербурга. Многие, однако, взяли с собой самодельные плакаты, содержание которых отражало настроение петербуржцев: «Нет мосту Кадырова». Кроме того, на плакатах фигурировали альтернативные варианты названий «Мост Героев», «Дудергофский мост», «Жемчужный мост», а также «Мост Анны Политковской» и «Мост Натальи Эстемировой». Таким образом, петербуржцы давали понять, что они не против чеченского народа, а лишь не согласны с политикой нынешнего руководства северо-кавказской республики и верховной российской власти.
Между собравшимися ходили сборщики подписей и распространители листовок, в которых рассказывалась история вопроса. Люди расписывались под воззванием, брали листовки и обещали распространить их на работе и среди соседей, чтобы на следующий митинг пришло больше народу. «У нас ещё сильна привычка советских времён – не соглашаться с разной мерзостью, но и не принимать участия в борьбе с ней», – объяснил с трибуны небольшое количество присутствующих ведущий митинга депутат Городского законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник.
Его коллега, член фракции «Яблоко» Борис Вишневский в разговоре с корреспондентом RFI заверил, что борьба за мост будет продолжена, даже если Георгий Полтавченко согласится с решением топонимической комиссии. В частности, Вишневский рассчитывает на то, что следующий состав городского парламента, избранный в сентябре, прислушается к мнению горожан, отменит постановление губернатора и восстановит status quo. А на уточняющий вопрос, есть шанс на успех, ведь силы противоборствующих не равны, депутат-яблочник, улыбаясь, ответил: «Силы, конечно, не равны. Нас – гораздо больше, чем их».