Смольный и ЗакС не смогли договориться о том, кто будет регулировать тарифы //КоммерсантЪ

На следующей неделе, по данным “Ъ”, петербургский парламент одобрит в первом чтении законопроект, который регламентирует работу общественного транспорта в городе. Документ нужно принять до конца весенней сессии, иначе Смольный не сможет провести конкурс на открытие новых маршрутов. Однако затормозить рассмотрение инициативы может парламентская оппозиция, недовольная тем, что законопроект, в том числе, закрепляет за Смольным право утверждать тарифы на проезд и закрывает для ЗакСа даже теоретическую возможность забрать эти полномочия себе. Участники же рынка пассажирских перевозок называют законопроект «пустышкой».

Комиссия петербургского ЗакСа по городскому хозяйству вчера рекомендовала принять в первом чтении законопроект, который регламентирует работу городского общественного транспорта. Этот документ в Смольном разработали для того, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным: тот закон о транспорте, который действует в городе сейчас, устарел после принятия нового федерального закона. В Смольном просят депутатов принять законопроект в максимально сжатые сроки — до конца текущей сессии. В противном случае городская администрация не сможет объявить конкурс на открытие новых маршрутов общественного транспорта.

Законопроект прописывает, какие полномочия в сфере общественного транспорта относятся к ведению ЗакСа, а какие — городского правительства. Самые принципиальные полномочия касаются тарифного регулирования. И как раз новый законопроект определение тарифов на общественный транспорт относит к компетенции правительства. «Власти Петербурга и сейчас самостоятельно устанавливают тарифы. Однако федеральный закон разрешает законодательным органам субъектов забирать эти полномочия себе. Если смольнинский законопроект будет принят в нынешней редакции, у Заксобрания больше не будет возможности изменить ситуацию», — объяснил “Ъ” глава парламентской комиссии по транспортному комплексу Алексей Палин.

Резко против положений законопроекта, закрепляющих за Смольным право устанавливать тарифы, выступает парламентская оппозиция — фракция «Яблоко» и группа беспартийных депутатов Максима Резника. «Разработанный Смольным законопроект, по сути, устраняет из ключевого вопроса (утверждения тарифов. — “Ъ”) Законодательное собрание. Чиновники, которые не избираются населением, не должны в императивном порядке устанавливать тарифы, это в корне неправильно», — утверждает господин Резник. Совместно с депутатом от «Справедливой России» Мариной Шишкиной они уже разработали альтернативный законопроект, который дает право утверждать тарифы петербургскому парламенту. Эту инициативу они собираются внести в повестку ближайшего заседания ЗакСа, чтобы депутаты рассмотрели ее одновременно с инициативой Смольного. Зампред фракции «Яблоко» Борис Вишневский также собирается внести в смольнинский законопроект поправки, подразумевающие, что тарифы утверждаются Заксобранием.

В Смольном, впрочем, убеждены, что существующий порядок утверждения тарифов менять не нужно. Однако для того, чтобы избежать угрозы срыва конкурса на открытие новых маршрутов, чиновники готовы вовсе исключить из законопроекта положения о тарифах, рассказал “Ъ” представитель губернатора в Заксобрании Михаил Бродский. «К вопросу о том, кто устанавливает тарифы, можно будет вернуться позже, чтобы не тормозить принятие законопроекта и чтобы недавно построенные районы не остались без новых маршрутов транспорта», — объяснил он. Однако, по мнению господина Бродского, ЗакС никогда не возьмет на себя ответственность за непопулярные решения по утверждению тарифов, несмотря на то, что на этом настаивает оппозиция. «Решение о тарифах все равно будет принимать парламентское большинство. Оппозиция не будет отвечать за результат — спрашивать о том, почему повысились тарифы, все будут с партии власти», — отмечает он. Такого же мнения придерживается еще один собеседник “Ъ” в депутатском корпусе, который называет инициативу о передаче депутатам полномочий по утверждению тарифов «бомбой, подложенной под следующий созыв Законодательного собрания».

Участники рынка пассажироперевозок Петербурга, опрошенные “Ъ”, отмечают, что не принимали участия в разработке данного законопроекта, поэтому говорить о его достоинствах и недостатках им сложно. В ОАО «Третий парк» отметили, что по схеме, когда правительство Петербурга утверждает тарифы, перевозчики работают с 2012 года. «Это отработанный механизм, который регулируется комитетом по тарифам Петербурга. Но ранее, с 2000 года до мая 2012 года, тарифы устанавливались по законам рынка, и за эти годы никаких перегибов в формировании коммерческих тарифов не возникало», — прокомментировали в ОАО «Третий парк».

В СПб ГУП «Пассажиравтотранс» “Ъ” сообщили, что вопросы тарифообразования не входят в компетенцию компании. «Сегодня тариф ниже себестоимости поездки, поэтому важно, чтобы затраты на выполнение транспортной работы были компенсированы из бюджета. А утверждать тариф будет тот орган власти, который на это уполномочен законодательством», — констатировали в «Пассажиравтотрансе».

Василий Киселев, председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров», уверен, что новый законопроект — пустышка. По его словам, предполагалось, что он должен был стать программным документом, на основе которого могли бы формировать и планировать свой бизнес в том числе и коммерческие перевозчики. «Но законопроект не дает понимания, что ждет перевозчиков в будущем. И, на мой взгляд, требует массы доработок, — уверен господин Киселев. — Вместо того чтобы подготовить новую редакцию уже существующего закона “О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге”, городские власти зачем-то решили написать новую норму».

Мария Карпенко, Лидия Горборукова
Источник



comments powered by Disqus