Накануне Дня знаний на наши вопросы ответил председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Максим Резник.
Он рассказал о болевых точках российской системы образования, поделился своими планами и рассказал, чего ожидает от нового министра Ольги Васильевой. Разговор получился тем интереснее, что Максим Резник планирует продолжить политическую карьеру в Законодательном Cобрании Санкт-Петербурга.
— Накануне начала нового учебного года Дмитрия Ливанова в кресле министра образования сменила Ольга Васильева. Как вы оцениваете эту перестановку?
— Сначала, пользуясь случаем, хочу поздравить учителей и учеников, педагогов и студентов, а также их родителей с началом нового учебного года. Что касается оценок, то время для них еще не пришло. У меня, например, было много претензий, но не к Дмитрию Ливанову, а к тому, что под его руководством делалось или не делалось. Нужно оценивать не личность министра, а существо вопроса.
— Среди прочего Ольга Васильева уже заявила, что собирается реформировать систему ЕГЭ. Что вы об этом думаете?
— Плоха не сама система ЕГЭ, а ее исполнение. Коррупция может извратить до неузнаваемости любую идею. К примеру, сто баллов по русскому языку в дагестанской глубинке — в большинстве своем это чистой воды коррупционная история. В любом случае, прежде чем что-то в системе образования менять, надо сто раз все взвесить. Эта сфера требует деликатного подхода. А что касается ЕГЭ и вообще системы оценки знаний, то обо всех изменениях в этом направлении нужно заявлять года за 2–3, чтобы выпускники могли целенаправленно готовиться к экзаменам.
— Вы работаете учителем истории в школе. На что бы вы обратили внимание нового министра не как политик, а как учитель?
— Нужно немедленно остановить «бумажный водопад». Учителя сейчас просто придавлены огромным объемом совершенно бесполезной писанины. Для чего и для кого нужны, например, ежеквартальные, а то и ежемесячные отчеты о вакансиях, о повышении квалификации педагогических кадров, о подготовке резерва руководящих кадров, об одаренных детях, об уплате налогов, о деятельности попечительских советов, о проведении семинаров с родительской общественностью, о проведении социологических исследований с учащимися в школах и другие? Нам приходится заполнять столько журналов и формуляров, что на учебный процесс едва хватает времени. Может быть, эта проблема и не самая важная, но решить ее можно очень просто, отменив десяток-другой бюрократических инструкций. Тем более что одним выстрелом можно убить двух зайцев: освободить от бессмысленной нагрузки тех, кто вынужден писать отчеты, и сократить расходы на тех, кто их читает.
— Но растет нагрузка не только на учителей, но и на детей. Не слишком ли много мы требуем с сегодняшних учеников?
— Эта проблема касается не только образования, но и социальной сферы. Нормой стало по 6–7 уроков в день уже для пятиклассников, растут объемы домашних заданий и самостоятельных работ, суббота давно стала рабочим днем для учителей и учебным для школьников. В результате дети полноценно не отдыхают, у них не хватает времени для занятия спортом или дополнительного образования. В свой единственный выходной — воскресенье — ученики вынуждены… готовить уроки, заданные на понедельник. Нарушается жизненный цикл семьи, дети практически оторваны от родителей. Единственный выход — законодательно ввести в школах пятидневку. Я, кстати, инициировал внесение этой законодательной инициативы в Государственную Думу. К сожалению, до рассмотрения дело пока не дошло. Со всей ответственностью заявляю, что представители «Партии Роста», и я в том числе, оказавшись в Законодательном Cобрании Санкт-Петербурга, уделят проблемам образования должное внимание. У нас есть серьезнейшие наработки в этой сфере и есть понимание, как воплотить их в жизнь.
— Как вы относитесь к проекту перевода Петербургского университета в загородный кампус?
— Это большая глупость. Университет и город исторически и неразрывно связаны, и ломать эту связь незачем. Тем более уже сейчас разговор идет о 50 миллиардах. Где их взять — непонятно, да и на другие цели потратить деньги было бы уместнее. У нашего университета достаточно проблем: ликвидация факультетов, выдавливание самостоятельно мыслящих преподавателей, отсталость материально-технического оснащения… Все эти проблемы связаны не с нехваткой площадей или необходимостью переезда под Гатчину, а с фигурой нынешнего ректора Николая Кропачева. Решить их можно прямо сейчас и совершенно бесплатно, уволив его.