Установку мемориальной доски в честь финского маршала Карла Густава Маннергейма в Санкт-Петербурге необходимо было обсуждать с исполнительной и законодательной властями города, теперь в музее она будет напоминать о том, как не надо действовать в Петербурге, заявил РИА Новости депутат законодательного собрания города Максим Резник.
В июне на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения в Петербурге была установлена памятная доска в честь финского маршала Маннергейма. Ее установка вызвала большой общественный резонанс из-за неоднозначности личности Маннергейма, недовольные несколько раз обливали доску краской и повреждали. В четверг памятная доска Маннергейму была демонтирована. Российское военно-историческое общество сообщило, что перенесло ее в музей Первой мировой войны в Царское село.
«Доска была установлена без обсуждения с городскими властями, по сути игнорируя мнение исполнительной и законодательной власти… Это было сделано, и потом в городе начались конфликты. Зачем? Это плохо и для памяти маршала, и это оскорбляет людей, которые помнят и пережили блокаду», — сказал Резник.
Он отметил, что памятная доска Маннергейму будет напоминать о том, как не нужно действовать в Петербурге.
«Это хорошо, что доску поместили в музей, потому что маршал Маннергейм – часть нашей истории… Конечно, ее нужно было убирать, потому что она бы служила постоянным источником конфликта. Пускай доска хранится в музее. Пускай эта доска будет не только памятью маршала Маннергейма, но и пусть эта доска будет памятью тому, как не надо действовать в Петербурге», — добавил депутат.
В Санкт-Петербурге сняли мемориальную доску маршалу Карлу Маннергейму. Место, которое она занимала на фасаде здания Военной академии, уже закрасили. Памятный знак финскому маршалу был предметом бурных споров между общественными деятелями, историками и властями Петербурга. Почему в итоге мемориальную доску сняли, разбиралась Анастасия Парфенова.
Доска в честь Карла Маннергейма провисела на стене Военной академии материально-технического обеспечения четыре месяца. Все это время общественные дискуссии, которые начались еще до установки, не утихали. Критики напоминали, что маршал Маннергейм возглавлял финскую армию в боях против СССР во время Второй мировой войны. Активисты подавали в суд на правительство города и писали петиции, требующие демонтировать доску. Сторонники ее установки тоже писали петиции и заявляли, что Маннергейм — личность, конечно, спорная, но отрицать его вклад в российскую историю во время Первой мировой войны, когда он служил в российской армии, ни в коем случае нельзя. Как заявил на открытии памятного знака министр культуры Владимир Мединский, этот мемориал должен был объединить общество, а не расколоть его.
«Памятная доска ведь не от слова «хороший» и не от слова «плохой» — она от слова «память». Доска в честь Маннергейма — это еще одна попытка в канун столетия русской революции преодолеть трагический раскол в нашем обществе», — отметил Мединский.
Раскол преодолеть так и не удалось. Активисты незарегистрированной партии «Другая Россия» порубили доску топором. Кроме того, мемориал не раз обливали краской и кислотой, а недавно на ней обнаружили похожие на следы от пуль повреждения. А 13 октября активисты пытались повесить рядом с памятным знаком Маннергейму доску в честь Георгия Полтавченко. Правда, это им не удалось — всех задержала полиция. Именно такие проявления общественного недовольства и заставили власти Санкт-Петербурга снять доску, уверен лидер петербургского отделения «Другой России» Андрей Дмитриев.
«Мы действительно делали эти акции постоянно и планировали продолжать. Это заслуга всех горожан, которые возмущались. Если идти обычным путем, писать бумаги и запросы, на это, я думаю, власти бы не отреагировали, и доска до сих пор так бы и висела. А вот акции прямого действия, когда доску стали закидывать краской, заливать кислотой — это уже заставило их шевелиться», — считает Дмитриев.
Впрочем, кто именно принял решение о демонтаже доски Маннергейму, до конца не понятно. Как пишет «Фонтанка», мемориал сняли «неизвестные». Рабочие, которые закрашивали стену Военной академии, не назвали корреспонденту ТАСС имя заказчика. Мемориал был установлен незаконно, поэтому власти просто вынуждены были снять его, заявил «Коммерсантъ FM» глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания, член Совета по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга Максим Резник.
«Например, я являюсь членом Совета по сохранению культурного наследия, но мое мнение никто не спрашивал при решении этого вопроса, что неправильно. Это должно было быть обсуждено на Совете по мемориальным доскам, который существует при комитете по культуре, куда входят представители общественности, представители законодательного собрания, это так должно было быть. А господин Мединский решил, что он может действовать, как слон в посудной лавке. Собственно, так он и действовал», — заявил «Коммерсантъ FM» Резник.
С комитетом по культуре Санкт-Петербурга связаться не удалось. Еще несколько дней назад в комиссии, специально созданной для решения вопроса с доской Карлу Маннергейму, не могли прийти к единому мнению. Однако, как тогда заявил источник «Интерфакса», «люди, которые доску вешали, уже не ощущают такого давления, какое было изначально». Видимо, это и позволило памятный знак снять. Как сообщили в Российском военно-историческом обществе, доска Карлу Маннергейму теперь находится в музее в Царском селе.