О вредных и полезных НКО //Zaks.ru

В начале октября Минюст включил международное общество «Мемориал» в реестр иностранных агентов. Месяцем ранее аналогичное решение было принято в отношении «Левада-центра», что привело к приостановке работы организации. Всего в реестре числится 145 НКО, признанных иноагентами. Этот список постоянно пополняется на фоне открытой государственной поддержки лояльных власти НКО, деятельность которых вызывает много вопросов.

За что?

В деятельности «Мемориала» Минюст усмотрел «признаки участия в политической деятельности», также в министерстве заявили, что «Мемориал» получал иностранное финансирование. В правлении организации считают, что решение Минюста связано с четырьмя заявлениями «Мемориала», которые были опубликованы на официальном сайте в 2013-2014 годах. Одно из этих заявлений касалось ситуации на Юго-востоке Украины в 2014 году, и было опубликовано под заголовком «Ввод войск на Украину — преступление». Еще три заявления касались «закона об иностранных агентах». «Мемориал» требовал как можно скорее отменить противоправный, по их мнению, закон, а также высказывался против включения в реестр Сахаровского центра.

Минюст начал внеплановую проверку «Мемориала» на предмет выявления признаков «деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», по поручению Генпрокуратуры чуть больше месяца назад.

Сопредседатель правления петербургского Научно-исследовательского центра «Мемориал» Александр Даниэль считает, что включение его организации, также как и международного «Мемориала», в реестр свидетельствует о борьбе с инакомыслием в стране. Противостоять этому, по его мнению, можно, поэтому организация официально возразила Минюсту на признание иноагентом, сообщил он.

— Мы направили в Минюст возражения на акт проверки, посмотрим, как отреагирует министерство, — заявил он.

При этом Александр Даниэль отметил, что внесение в реестр петербургского НИЦ «Мемориал» вынудило организацию отказаться о публичной деятельности, что в некоторой степени ограничивает свободу научного центра.

— Мы совершенно не намерены ставить клеймо иностранных агентов на свои продукты, мы были вынуждены отказаться от публичной деятельности. Постоянные проверки отвлекают от нормальной продуктивной работы, — отметил эксперт.

По словам председателя совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», члена Общественной палаты Дарьи Милославской, занимающейся правовой поддержкой НКО, проверки некоммерческих организаций регулируются несколькими законами, но четких оснований для их проведения нет.

— Как отбираются организации для проверки известно только Минюсту и другим контролирующим органам. Нет четких критериев для внесения организации в план проверок. Основанием для внеплановой проверки является получение информации о нарушении законодательства (не предоставление отчетности или отказ от регистрации в качестве иноагента при получении иностранного финансирования и ведении политической деятельности). Но фактически внеплановые проверки могут быть связаны с общественными акциями или высказываниями представителей НКО. Если НКО публично выступает с заявлениями, которые относятся к политическим событиям, это уже может быть расценено как участие в политической деятельности, — рассказала Милославская.

В плане проверки некоммерческих организаций на 2016 год числится 44 петербургских НКО. Цель проведения проверки по каждой организации – «оценка соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества». Однако чаще всего проверка, в результате которой организация может быть признана иноагентом, проводится вне плана — в 2014-м году список оснований для внеплановых проверок НКО был существенно расширен.

Череда внеплановых проверок НКО, получившая в СМИ название «предвыборной», стартовала весной этого года. В частности, в Петербурге прокуратура проверяла ассоциацию «Клуб юристов третьего сектора». Примечательно, что прокурорская проверка была инициирована после выступления этой ассоциации с докладом «Развитие гражданского активизма вопреки: российские НКО после законодательства «об иностранных агентах». В докладе было выделено несколько негативных трендов в развитии российского гражданского общества. Исследователи, в частности, говорили, что реформы российского законодательства, которые проводятся с 2012 года, резко сократили пространство для гражданской активности и заставили некоммерческие организации привыкать к постоянному возникновению новых правовых рисков.

Они Петербургу не нужны?

На сегодняшний день, помимо НИЦ «Мемориал» в реестре петербургских иноагентов числится 11 НКО. Ни одно из них не приняло этот статус добровольно и почти все пытались его оспорить.

В 2014 году за иностранное финансирование и участие в политической деятельности в судебном порядке статус иноагента был присвоен «Институту развития свободы информации». Попытки опротестовать это решение не увенчались успехом, и в феврале 2015 года фонд приостановил деятельность. Часть сотрудников во главе с руководителем организации Иваном Павловым продолжили работу в рамках неформального правозащитного объединения юристов и журналистов «Команда 29».

— С момента включения в реестр мы стали лучше, эффективнее, современнее. Это решение дает дополнительный импульс к развитию организации. Теперь мы не являемся некоммерческой организацией и не играем по тем «драконовским правилам», чего и другим желаем, — объяснил свою позицию Павлов.

В августе 2014 года иностранным агентом была признана правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Поводом стала публикация на сайте НКО, в которой руководитель организации Элла Полякова призывала к дипломатическому урегулированию конфликта на юго-востоке Украины. Однако в октябре 2015 г организацию исключили из реестра, поскольку НКО полностью отказалась от иностранного финансирования. Однако, «позорное», по мнению правозащитников, клеймо осталось. По закону, отметка о том, что организация выполняла функции иноагента остается, даже если Минюст исключает НКО из реестра.

В декабре 2014 года в реестр иноагентов была включена правозащитная организация «Гражданский контроль». Поводом стало проведение семинара по инициативе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю и публикация высказываний участников семинара для журналистов. Это было расценено как политическая деятельность. Весь 2015 год «Гражданский контроль» оспаривал действия Минюста и Прокуратуры в судах разных инстанций. Характерно, что при вынесении решения суды основывались на заключении эксперта из РГПУ им. Герцена Сергея Наумова, который согласно информации из СМИ, уехал в США по стипендии американской программы Фулбрайт. В конце 2015 года была подана кассационная жалоба в Верховный Суд РФ. Правозащитник и соучредитель ГК Юрий Вдовин считает, что на сегодняшний день иноагентами признаны лучшие городские НКО.

— Организации, которые признаны иноагентами, являются лучшими общественными организациями у нас в стране и в городе. Придет время, когда страна будет ими гордиться, — поделился мнением Вдовин в беседе с ЗАКС.Ру.

12 октября этого года председатель «Гражданского контроля» Елена Шахова была вызвана в 76-й отдел полиции Центрального района. Шахова рассказала, что получила от управления МВД письмо, где сообщалось о проверке, проводимой в отношении организации с 20 июня 2016 года. Организацию попросили представить документы о взаимоотношениях «Гражданского контроля» с иностранными партнерами, в частности с двумя шведскими правозащитными организациями.

В декабре 2014 года суд признал «Институт региональной прессы» виновным в ведении политической деятельности без регистрации в качестве иностранного агента и наложил штраф в 400 тысяч рублей. Впоследствии штраф был отменен Верховным судом. ИРП устраивал конференции, брифинги, круглые столы на общественно и социально-значимые темы. Организация помогала становлению и развитию новых школ журналистики, предоставляла стажировки для студентов за рубежом. Сегодня деятельность организации сведена к минимуму, а сайт НКО не работает.

Несмотря на то, что центр правовой поддержки некоммерческих неправительственных организаций «Ресурсный правозащитный центр» формально просуществовал после признания иноагентом год, фактически, решение о ликвидации организации было принято сразу же после внесения в реестр в декабре 2014 года. Руководители организации не отрицали, что работали с иностранными грантами, но не признавали политический характер деятельности.

В марте 2015 года Минюст предписал «Центру независимых социологических исследований» подать заявление о включении организации в соответствующий реестр. Поводом стал ряд публикаций на сайте организации, в числе которых библиография и аннотация методического пособия по проведению тренинга беспристрастности для мировых судей и объявление о выходе монографии «Политика аполитичных. Гражданские движения в России 2011-2013 годов», написанной профессиональными социологами по результатам проведенного исследования. Сотрудники Центра посчитали предписание Минюста безосновательным и отказались его выполнять. В результате уже в июне суд обязал организацию выплатить штраф в 300 тыс. рублей, за работу без внесения в реестр, а 22 июля ЦНСИ официально получил статус иноагента. Лишь в августе 2016 года, благодаря решению Верховного суда, организации удалось вернуть сумму штрафа на свой счет, однако ЦНСИ продолжает числиться в реестре иностранных агентов.

В декабре 2014 года включена в реестр, а 18 февраля 2015 года ликвидирована правозащитная общественная организация «Лига избирательниц». Но, как сообщали активисты организации в группе «Вконтакте», процедура ликвидации была запущена задолго до внесения в реестр, из-за давления силовых структур и постоянных прокурорских проверок.

– Сообщение о ликвидации «Лиги избирательниц» можно расценивать как победу государственных репрессивных органов, поскольку они фактически добились прекращения деятельности очередного НКО, занимавшегося защитой прав избирателей Российской Федерации, – комментировал тогда ликвидацию НКО гражданский активист Динар Идрисов.

Руководитель организации Татьяна Дорутина из-за давления на «Лигу» и угроз уголовного преследования вынуждена была эмигрировать в Литву, где она находилась в качестве политэмигранта вплоть до весны 2016 года. 1 мая активистка приняла участие в демонстрации в Петербурге.

В январе 2015 года межправительственная региональная организация, в которую входят Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Гренландия, Фарерские и Аландские острова, «Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге» было зарегистрировано иностранным агентом. В результате проверки деятельности НКО было обнаружено иностранное финансирование и признаки ведения политической деятельности. Почти сразу же организация приостановила свою деятельность. В феврале этого года представители НКО объявили, что они планируют возобновить работу в РФ, но при этом отметили, что в Петербурге активность будет минимальной, а сотрудничество — неофициальным. Программа сотрудничества должна быть принята в 2017-м году.

13 мая 2015 года по представлению Прокуратуры Центрального района в реестр включена Межрегиональная благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций». Прокурорская проверка выявила, что между ЦРНО и организацией «Информационное бюро Совета Министров Северных стран в СПб», которая к тому моменту уже была признана иноагентом, заключен договор целевого финансирования. Средства выделялись для реализации проекта «Продвижение принципов эффективного государственного управления на Северо-Западе России», который прокуратура сочла политической деятельностью. На организацию также был наложен штраф в размере 200 тыс. рублей. ЦРНО объявил сбор средств и в октябре 2015 года он был завершен, а штраф уплачен. Сегодня организация продолжает функционировать и регулярно проводит бесплатные обучающие семинары для всех желающих.

1 марта 2016 года Минюст РФ внес в число НКО, выполняющих функции иностранного агента, Благотворительный фонд социально-правовой помощи «Сфера». Организация оказывала социально-правовые услуги представителям ЛГБТ-сообщества и их близким. 13 июля Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга признал Благотворительный фонд «Сфера» виновным в нарушении «закона об иностранных агентах» и наложил штраф в размере 300 тыс. рублей. В августе Горсуд отменил штраф в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, но ярлык «иностранного агента» остался.

Общество содействия социальной защите граждан «Петербургская Эгида» прекратило существование в апреле этого года, через два месяца после внесения в реестр. Организация оказывала помощь в защите трудовых прав, помогала в восстановлении на работе, взыскании заработной платы, пособий. Оказывала содействие в подготовке исковых заявлений, жалоб. Помогала зарегистрировать профсоюзы.

«Правильные» НКО

На фоне постоянно пополняющегося списка «ненужных» государству НКО, признанных иностранными агентами, чья деятельность хоть и вызывает вопросы у Минюста, но при этом полностью прозрачна и понятна, среди зарегистрированных в Петербурге НКО встречаются организации, чья деятельность вызывает много вопросов, а информации об их деятельности и финансовой отчетности — минимум. Однако если они не высказывают критического мнения в адрес власти или в адрес существующего положения дел, их деятельность, как правило, не только не вызывает нареканий со стороны государственных органов, но и поощряется материально государственными грантами и госпрограммами финансирования НКО.

Между тем, по мнению экспертов, отсутствие открытой информации о деятельности НКО может свидетельствовать об их причастности к коррупционным схемам.

— Проводя множество исследований, мы заметили, что зачастую нет отчетности о деятельности организаций, которые аффилированы с госструктурами. Например, на сайте Минюста нет отчетности у «Офицеров России», у «Ночных волков», а также у других получателей крупных грантов, субсидий и других форм поддержки, — рассказала аналитик антикоррупционного центра Transparency International Анастасия Иволга.

Кроме того, эксперт отметила, что в подобных схемах могут быть задействованы не только крупные организации, но и небольшие региональные НКО.

— Деньги, выделенные в рамках крупных федеральных и президентских грантов, можно отслеживать и контролировать. Но в регионах существует множество небольших НКО, которые тоже поддерживаются из бюджетных средств. О таких организациях известно немного и средства, которые выделяются на подобные проекты из региональных бюджетов и гранты региональных властей отследить практически невозможно, — считает эксперт.

Так, деятельность фонда «Северная столица» не только не вызывает подозрений у государственных органов, но и пользуется их поддержкой. Это и неудивительно — руководитель фонда Михаил Романов — недавно избранный депутат Госдумы от «Единой России», выигравший мандат в 217-м думском округе СПб.

В августе этого года депутат ЗакСа Максим Резник заподозрил Романова в том, что бесплатная социальная реклама, предоставленная городом фонду «Северная столица» использовалась Романовым для предвыборной агитации. Депутат обратился в Минюст с просьбой проверить этот факт, а также законность выделения фонду Романова многомиллионных субсидий из городского бюджета в 2013-2014 годах. Но министерство отказало Резнику, так как не нашло оснований для проверки.

Тогда Резник в своем обращении сообщал, что фонд «Северная столица» присутствует в реестре Минюста с 2009 года, но ни одного отчета о деятельности фонда в реестре нет. При этом фонд регулярно получает субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на «реализацию общественно-полезных программ». Так, в 2013-2014 годах фонд, по сообщению Резника, получил из бюджета почти 65 млн рублей.

В ответе Минюста говорится, что «проверка законности принятия чиновниками решений о предоставлении фонду субсидий из городского бюджета и возможности размещения социальной рекламы не входит в предмет государственного контроля Главного управления министерства».

На сайте фонда конкретной информации о его проектах нет. Ресурс изобилует общими фразами, типа «деятельность фонда нацелена на развитие наиболее актуальных для Санкт-Петербурга направлений», а новости на ленте начинаются в основном словами «Михаил Романов посетил…», «Михаил Романов высказался…», «Михаил Романов поздравил…». Зато на сайте без труда можно найти, что главными партнерами фонда являются Правительство Петербурга, петербургский ЗакС и региональное отделение «Единой России».

В июне этого года был задержан руководитель автономной некоммерческой организации «Военно-историко-патриотическая пропаганда» Алексей Архиреев. Предположительно под предлогом военно-патриотической деятельности организация производила и сбывала боевое оружие, которое позиционировалось как макеты и реквизит для исторических реконструкций. На протяжении длительного времени организация не привлекала внимания ни правоохранителей, ни Минюста, а СМИ сообщали, что сам Архиреев тратил много сил и средств на создание военно-патриотического клуба по воспитанию молодежи.

Региональная правозащитная общественная организация «Милосердие», получившая в 2015-м году президентский грант на 8 млн. рублей, на сегодняшний день представлена лишь закрытой группой Вконтакте. Проект, под который выделялись деньги, назывался «Патриотический дискуссионный клуб» и был направлен на актуализацию проблем воспитания у молодого поколения чувства патриотизма. Проект должен был проводиться в два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный — это социологическое исследование по проблеме патриотизма. Основной – одно заседание Студии свободных мнений «Точка зрения». На сегодняшний день «восьмимиллионный» проект также представлен группой в социальной сети (572 подписчика), где ежедневно выкладывается картинка с «русским пейзажем» или государственным флагом РФ и надписью типа «Я за Путина!» или «Люби свою Родину». Никакой другой видимой активности у «проекта» нет.

Серафима Курдюбова

Источник



comments powered by Disqus