Максим Резник повторно вносит в петербургское Законодательное собрание проект закона о парламентском расследовании //СМИ

В петербургское Законодательное собрание повторно вносится законопроект о депутатском расследовании.

Депутат от Партии роста Максим Резник повторно вносит в петербургское Законодательное собрание проект закона о парламентском расследовании. Этот законопроект, в частности, дает депутатам широкие полномочия по изучению фактов коррупции в органах государственной власти. В комитете по законодательству ЗакСа совершенствование контрольных функций парламента воспринимают в целом положительно.

Проект регионального закона о парламентском расследовании, который повторно вносит в петербургское Заксобрание депутат Максим Резник, уже вносился в прошлом созыве совместно фракциями «Яблоко» и «Справедливая Россия». Документ был разработан по аналогии с законом «О парламентском расследовании Федерального собрания РФ», который действует с 2005 года. За четыре года инициативу так и не вынесли на обсуждение городского парламента. Сейчас законопроект проходит оценку юридического управления.

Инициатива, предлагаемая Максимом Резником, дает комиссии по парламентскому расследованию больше полномочий, чем предусмотрено федеральным законом. Возбудить парламентское расследование в Федеральном собрании довольно сложно: для этого нужно собрать группу не менее чем из пятой части общего количества депутатов или сенаторов, направить обращение председателю соответствующей палаты, а затем инициативу должно поддержать парламентское большинство обеих палат. В проекте же петербургского закона предлагается куда более простой механизм: вопрос о проведении расследования не выносится на заседание ЗакСа, а просто утверждается двумя третьими голосов членов комиссии.

Предметом парламентского расследования, согласно инициативе господина Резника, могут стать факты коррупции в городских органах власти, ситуации, связанные с неисполнением регионального законодательства или с несвоевременным приведением правовых актов органов госвласти города в соответствие с законами, а также негативные последствия чрезвычайных ситуаций. Обратиться в комиссию по парламентскому расследованию смогут и депутаты, и чиновники, и правоохранительные органы, и органы государственной и муниципальной власти. Также основанием для возбуждения расследования предлагается сделать сообщения СМИ.

Между тем в городе уже действует закон «О контрольных функциях Законодательного собрания Санкт-Петербурга», с которым во многом пересекается внесенный господином Резником законопроект. Существующий закон обязывает петербургский ЗакС сформировать специальную контрольную группу из шести депутатов (в нынешнем созыве она пока не создана).

Принципиальное отличие комиссии по парламентскому расследованию от контрольной группы — это порядок ее формирования. В законопроекте Максима Резника предлагается в обязательном порядке включать в комиссию представителей всех существующих в ЗакСе фракций, а для состава контрольной группы таких ограничений нет. Если контрольная группа по вопросам коррупции может только «проводить слушания», то у предлагаемой комиссии по парламентскому расследованию больше прав: ее члены могут выезжать на место расследуемых событий для сбора информации, посещать органы власти, привлекать к работе экспертов. Кроме того, инициатива подразумевает ответственность для тех должностных лиц, которые отказались сотрудничать с комиссией или предоставили ей заведомо ложные сведения.

«Говорить о том, что инициатива Максима Резника глобально расширяет полномочия парламента по сравнению с теми, что прописаны в законе о контрольных функциях, не совсем правильно, — заявил «Ъ» глава комитета по законодательству петербургского ЗакСа Денис Четырбок. — Однако совершенствование механизма парламентского контроля — это всегда хорошо». По мнению депутата, целесообразнее было бы все же не вносить отдельный законопроект, а подготовить поправки к существующему закону, хотя окончательное решение остается за самими парламентариями. Кроме того, по словам господина Четырбока, чтобы предусмотреть ответственность для отказавшихся сотрудничать с комиссией должностных лиц, придется вносить поправки также в Административный кодекс Санкт-Петербурга.

Гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» Антон Поминов считает механизм парламентского расследования полезным, но отмечает, что на практике за последние годы он не был реализован ни разу. «Это связано не с тем, что процесс возбуждения расследования на федеральном уровне технически сложный, а с тем, что депутаты руководствуются логикой «нам никто не разрешал ничего расследовать самостоятельно»», — говорит эксперт. Господин Поминов предполагает, что механизм расследования может быть реализован только в условиях неподконтрольности законодательной ветви власти исполнительной.

Отметим, как писал «Ъ», Госдума в новом созыве предприняла шаги по реанимации механизма парламентского контроля. Думский комитет по бюджету и налогам на прошлой неделе начал готовить обращение в Совет палаты с предложением провести пленарное заседание с участием Счетной палаты и обсудить на нем эффективность исполнения федерального бюджета.

Мария Карпенко
Источник



comments powered by Disqus