Рекламе в подземке велели отказаться от «ценза оседлости» //СМИ

Комиссия управления ФАС по Петербургу вчера признала обоснованным первый пункт жалобы рекламного оператора «Волгобалт медиа» на условия конкурса на право размещать рекламу в петербургском метрополитене. По условиям конкурса, в нем могут принять участие только компании, работавшие в метро России не менее трех последних лет. Это сокращает количество потенциальных участников, чем нарушается ст. 17 закона о защите конкуренции, решила вчера комиссия УФАС. Предварительно она изучила рынок и обнаружила в городе более 20 организаций, которые могли бы принять участие в этом конкурсе, если бы такое ограничение отсутствовало. Ведомство выдаст предписание о внесении изменений в конкурсную документацию. Представитель ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР; организатор торгов) отказался комментировать, будет ли оспаривать это решение.

Торги за право 10 лет размещать рекламу в метро c начальной ценой 1,65 млрд руб. ГЦРР объявил в октябре. В ноябре рекламный оператор «Волгобалт медиа» попросил УФАС отменить их. Аналогичную просьбу депутат петербургского законодательного собрания Максим Резник направил вице-губернаторам Игорю Албину и Александру Говорунову. Стоимость лота занижена, а из-за ограничения конкуренции начальная стоимость в ходе торгов не увеличится, а значит, метрополитен получит меньше доходов от аренды рекламных конструкций, чем мог бы, пишет Резник. Он считает подобную потерю рекламных доходов цинизмом по отношению к петербуржцам на фоне подорожания проезда на 10 руб. Ответы от вице-губернаторов еще не поступили, говорит Резник.

Право размещать рекламу в петербургском метро в 2006 г. выиграли ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет». Их уполномоченный представитель и центр продаж – агентство «Проспект». Эти компании представитель ГЦРР называет единственными потенциальными участниками конкурса из Петербурга. По его словам, метрополитен – объект повышенной опасности и сложности, работа в котором имеет свои нюансы. Вчера на запрос «Ведомостей» компании не ответили. Представитель «Волгобалт медиа» признает, что нюансы работы в метро есть, но все требования должны быть подробно расписаны в документации, чтобы можно было начислить балл за каждый пункт. «Волгобалт медиа» планирует участвовать в торгах, если изменят документацию, добавляет он.

На торги планировалось выставить один лот, который включает 2661 рекламное место (общая площадь – 6603 кв. м) на всех линиях метро. С одним заказчиком работать удобнее, ответил представитель ГЦРР на вопрос одного из членов комиссии о том, почему на аукцион выставлен такой крупный лот. «Представляете, сколько смог бы заработать метрополитен и город, если бы конкурс был поделен, допустим, на пять лотов и на торги бы пришли несколько десятков организаций», – заявил руководитель УФАС Вадим Владимиров. Управление приняло решение направить в отдел контроля органов власти вопрос о возбуждении дела в части укрупнения лотов.

Как правило, срок выполнения предписания – около одного месяца, говорит партнер юридической компании Orient Partners Александр Карпухин. На практике организаторы торгов достаточно часто обжалуют предписания ФАС в суде и в это время проводят торги и определяют победителей, говорит Карпухин. После того как торги проведены, отменить их становится крайне затруднительно, добавляет он. ГЦРР продлил прием заявок до 20 декабря, а подведение итогов назначил на 27 декабря.

Источник

ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) в очередной раз перенесет сроки проведения торгов на размещение рекламы в петербургском метрополитене. Антимонопольщики предписали исключить из конкурсной документации пункт о том, что принять участие в торгах могут только компании с трехлетним опытом работы в метро. Это требование закрывало возможность участия в конкурсе для большинства рекламных операторов, так как последние десять лет правом размещать рекламу в петербургском метро пользовались только пять компаний.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу вчера признало противоречащими закону о конкуренции условия конкурса на размещение рекламы в городском метрополитене. Антимонопольный орган предписал ГЦРР исключить из конкурсной документации пункт о том, что в торгах могут участвовать лишь те операторы, которые имеют трехлетний опыт работы в метро.

В УФАС пришли к выводу, что требование о наличии трехлетнего опыта работы в метро закрывает возможность участия в конкурсе для большинства операторов рекламного рынка. Последние десять лет в городском метро работали только четыре компании: AFCAP, ООО «Метроном», ЗАО «Анфас», ЗАО «Коммет». Все они передали право представлять свои интересы РА «Проспект», владельцы которого аффилированы с перечисленными операторами и с руководством самого метрополитена. Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров вчера указал также на другие недостатки процедуры объявленных торгов. «Представляете, сколько смог бы заработать метрополитен и город, если бы конкурс был бы поделен, допустим, на пять лотов, по количеству линий метро, и на торги бы пришли несколько десятков организаций», — отметил он.

Открытый конкурс на право размещения рекламы в петербургском метро ГУП «ГЦРР» (предприятие, подведомственное смольнинскому комитету по печати) объявило в конце октября. Стартовая стоимость контракта сроком на 10 лет составляет 1,6 млрд рублей. Победитель конкурса получает эксклюзивное право размещать рекламу на 2661 носителе общей площадью 6603 кв. м. Изначально срок приема заявок истекал 22 ноября, затем его продлили до 14 декабря. Теперь, с учетом вчерашнего решения УФАС, дата окончания приема заявок перенесена на 20 декабря.

Глава комитета по печати Сергей Серезлеев заявил «Ъ», что решение о том, будет ли заказчик обжаловать постановление УФАС в суде, пока не принято.

Напомним, с жалобой в УФАС обратилась компания «Волгобалт Медиа», принадлежащая депутату законодательного собрания Ленобласти от «Единой России» Олегу Зевакову, близкому к губернатору региона Александру Дрозденко. В этом году ГЦРР уже заключил с ЗАО «Волгобалт Медиа» несколько контрактов на сумму 7,472 млн рублей. Компания, в частности, будет заниматься украшением Петербурга к новогодним праздникам.

С жалобой на условия проведения конкурса в ФАС обращался также московский рекламный оператор «Трейд компани» (структура автохолдинга «Гемма»), который недавно выиграл аукцион на право размещения рекламы в метрополитене Москвы. ФАС признала жалобу частично обоснованной и вынесла предписание скорректировать конкурсную документацию, но ГЦРР обжаловал это решение в суде (заседание назначено на 18 января).

Нарекания к условиям конкурса возникли также у депутата петербургского ЗакСа от Партии роста Максима Резника. Как писал «Ъ» 12 декабря, парламентарий направил профильным вице-губернаторам письма, в которых выразил сомнение в том, что заявленная заказчиком стоимость лота соответствует рыночной, и обратил внимание на жесткие требования конкурсной документации, ограничивающие конкуренцию. Этот вопрос господин Резник также поднял на заседании контрольной группы регионального парламента, которая вправе рассматривать вопросы, связанные с коррупцией в органах власти.

Мария Карпенко
Источник

Победу в петербургском УФАС 13 декабря одержал «Волгобалт медиа”, доказав незаконность строгих требований ГУП «Городской центр размещения рекламы» к компаниям, претендующим на право размещать рекламу в подземке. Клаустрофобия граждан перестала волновать организацию, а разбивать закупку на небольшие лоты ей оказалось «неудобно».

«Волгобалт медиа” был возмущен тем, что конкурс ГЦРР на размещение рекламы в метрополитене на огромную сумму минимум в 1,65 млрд рублей выглядит «заточенным” под организации, распоряжающиеся рекламными площадями подземки еще с середины 90-х годов — ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет». Они все имеют одного уполномоченного представителя и центр продаж — агентство «Проспект», а их владельцы, предполагают СМИ, связаны с топ-менеджментом метрополитена. В 2006 году эти компании выиграли конкурс на размещение «подземной” рекламы на целых десять лет.

Решение по жалобе было принято на втором заседании антимонопольного органа по этому делу. На вопрос комиссии УФАС, почему гигантскую сумму в 1,65 млрд рублей выставляют одним лотом, если можно разбить его, к примеру, на пять (по количеству веток метрополитена) представители ГЦРР не сразу нашлись, что ответить. «Нам было бы удобно работать с одним заказчиком», — заявил ответчик. «Ваш ответ — удобно?» — удивились в комиссии. «К тому же, эти требования — право заказчика, чему это противоречит?» — добавил представитель ГЦРР. «Закону о защите конкуренции», — заметил руководитель УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.

Про клаустрофобию на этом заседании не было сказано ни слова, как будто забота о психическом покое граждан и не была одним из ключевых аргументов ГЦРР в прошлый раз на заседании 6 декабря.

На этот раз защитники конкурсной документации говорили о «сложностях любых работ под землей”, «повышенной опасности объекта» и почему-то о «распространении на весь город», — по их мнению, все это делает незаменимым требование к претенденту на контракт иметь трехлетний опыт работы в метрополитене.

Что же касается «особенностей необходимых знаний», на обязательность которых упирал ГЦРР, в материалах дела это расшифровывалось как «знание двадцати трех нормативных документов”. «Это что же, мы не можем выучить двадцать три документа?» — удивилась в разговоре с Лениздат.Ру Инга Овтова, юрисконсульт «Волгобалт медиа».

Насчет перечня компаний, которые могут участвовать в конкурсе при текущих условиях — именно эти данные ГЦРР должен был подготовить к заседанию — новостей не появилось. Те же ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет», а также трудно объяснимое добавление о неких данных, по которым у ГЦРР «есть основания полагать, что в Петербурге могут находиться и другие подходящие условиям компании». Всего же по России, уточнила Лениздат.Ру Инга Овтова, ГЦРР нашли семь таких компаний.

Кстати, опыт размещения рекламы в метрополитене у «Волгобалт медиа», как утверждает Инга Овтова, есть. Правда, было это еще до того, как на десятилетие рекламу в подземке заняли те самые четыре компании.

В итоге комиссия признала правомерным возражения «Волгобалт медиа» против требований опыта работы в метрополитене в течение последних трех лет для участия в конкурсе. Другие аргументы (необоснованность требований подтверждать квалификацию контрактами на сумму не менее 10% от стартовой цены и бесплатно размещать социальную рекламу) петербургский УФАС счел неубедительными. Впрочем, в обоснованности отклоненных претензий «Волгобалт медиа» тоже уверен.

«Такое огромное обеспечение — это тоже ненормально, — пояснила Инга Овтова. — Получается, выньте 165 миллионов из бизнеса и заморозьте, пока идет конкурс. А он может идти очень долго, всегда находятся такие недовольные, как мы, и все откладывается». На слушании она, ссылаясь на московский опыт, утверждала, что в норме на конкурс должна иметь право прийти любая компания, просто от степени ее компетенции будут зависеть шансы на победу.

Проверкой действий смольнинского ГУПа теперь займется отдел контроля органов власти УФАС, против ГЦРР будет заведено новое дело по 135 ФЗ «О защите конкуренции», а пока ГУП обяжут изменить конкурсную документацию. Получить комментарии от председателя курирующего ГЦРР комитета по печати Сергея Серезлеева Лениздат.Ру не удалось.

Первый конкурс на размещение рекламы в метрополитене за десять лет был объявлен 22 октября и уже стал поводом для двух обращений в ФАС (первое — от московского ООО «Трейд Компани»), а депутат Максим Резник попросил вице-губернаторов Петербурга Игоря Албина и Александра Говорунова отменить конкурс и провести новые торги в форме аукциона.

Кстати, жалобу «Трейд компани» ФАС тоже частично удовлетворил и выдал предписание изменить условия, которое сейчас оспаривается в суде. Следующее заседание ожидается 18 января.

Кроме взаимосвязи компаний, размещающих последние десять лет рекламу в петербургском метрополитене, СМИ настораживали и другие странности. Например, тарифы на аренду не пересматривались за десятилетний период ни разу, даже с учетом инфляции.

Свою же службу для поиска рекламодателей метрополитен создать не может, так как это не относится к области деятельности предприятия, объясняют в правительстве.

Победитель торгов (когда те все же состоятся) получит в свое распоряжение 2661 рекламное место общей площадью 6603 кв. м сроком на 10 лет. Начальная цена открытого конкурса 1,65 млрд рублей. Итоги должны быть подведены 23 декабря. Конкурсы на рекламные места на эскалаторах и в вагонах метро еще не объявлены. Председатель комитета по печати Сергей Серезлеев пояснял ранее, что не хочет «мешать всё в одно» и сначала рассчитывает оценить результаты первого конкурса. Во всяком случае промежуточные результаты пока неутешительные.

Катерина Яковлева

Источник



comments powered by Disqus