Максим Резник: В сложной ситуации вокруг передачи Исаакиевского собора Николай Буров проявил себя очень достойно //СМИ

Директор Санкт-Петербургского музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, активно выступающий против передачи собора Русской православной церкви, в начале июня покинет свой пост. В июне 2017 года истекает срок действия его контракта с администрацией Санкт-Петербурга. Ранее он пояснил “Ъ” свое решение так: «Никогда в жизни не увольняли, я всегда уходил сам».

О том, что Николай Буров покинет пост ГМП «Исаакиевский собор» до конца срока действия его истекающего 5 июня контракта с администрацией Санкт-Петербурга, корреспонденту “Ъ” в начале недели говорил он сам, а cегодня подтвердил источник в комитете по культуре Смольного.

«Меня никогда в жизни не увольняли, я всегда уходил сам и намерен сделать это за несколько дней до завершения срока действия моего контракта»,— пояснил господин Буров. О продлении контракта, по всей вероятности, речь не шла, учитывая, что позиция директора музея прямо противоположна решению губернатора Георгия Полтавченко передать РПЦ Исаакиевский собор — основной и третий по счету (вслед за Смольным и Сампсониевским соборами) объект бывшего «музея четырех соборов» (в него также входит Спас на Крови). По данным «Фонтанки.ру», господин Буров сегодня уведомил о своих планах покинуть пост 1 июня руководство комитета по культуре. На телефонные звонки он сам, глава комитета Константин Сухенко и представители ведомства не ответили.

Николай Буров возглавлял ГМП «Исаакиевский собор» на протяжении последних девяти лет. В 2015 году, после того как РПЦ впервые заявила о притязаниях на собор, господин Буров обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию со словами: «Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас». Во время судебного разбирательства по вопросу статуса Исаакиевского собора в этом году администрация музея выступала на стороне истцов — оппозиционных политиков, требовавших признать незаконным распоряжение петербургского комитета имущественных отношений, регламентирующее процесс передачи Исаакия церкви. Представитель ГМП «Исаакиевский собор» в суде заявлял, что это распоряжение «нарушает права музея и его сотрудников и фактически ведет к его ликвидации», и не исключал, что в будущем руководство собора выступит с самостоятельным иском по этому же поводу.

Позиция Николая Бурова стала причиной нападок на него со стороны петербургского парламентского большинства. После первой публичной акции против передачи Исаакия церкви, которая прошла в том числе внутри самого собора, по инициативе спикера петербургского заксобрания Вячеслава Макарова депутаты обратились к губернатору с требованием провести служебную проверку действий сотрудников музея. В обращении депутатов говорилось, что администрация ГМП «Исаакиевский собор» «фактически поощряла проведение несанкционированной акции в храме». При этом Николай Буров является советником губернатора Петербурга и доверенным лицом президента РФ. Будучи также подчиненным городской администрации, господин Буров был вынужден искать компромисс между личной позицией и служебной необходимостью. Он рекомендовал своим сотрудникам не принимать участия в протестных акциях, которые организовывала петербургская оппозиция, и не участвовал в них сам. В декабре прошлого года, как следует из материалов судебного разбирательства по «исаакиевскому делу», господин Буров подписал отказ от права на оперативное управление музеем. Однако полтора месяца назад он этот отказ отозвал, сославшись на то, что изначально заявленные сроки передачи собора церкви «устным распоряжением» городских чиновников были значительно сокращены.

Напомним, на этой неделе выяснилось, что изъятие собора из управления музея (если музей не ликвидируется или использует недвижимость не по назначению) для его передачи церкви противоречит требованиям федерального закона «О музейном фонде в РФ и музеях в РФ», и глава комиссии по образованию, науке и культуре петербургского заксобрания Максим Резник уже обратился по поводу недавнего изъятия у музея Сампсониевского собора к генпрокурору (см. “Ъ” от 19 апреля). Николай Буров в связи с этим сказал “Ъ”, что считает свое прежнее согласие на передачу соборов и входящих в их состав экспонатов музейного фонда «юридически ничтожным», отметив, что ранее об этом не знал, целиком полагаясь на компетенцию юристов Смольного. «Решение было принято учредителями музея. Сампсониевский, а также Смольный соборы были переданы на выгодных условиях, музей получил взамен хорошие здания, а правомочность процедуры, проходившей экспертизу в юркомитете Смольного, у меня сомнений не вызывала»,— пояснил господин Буров. Однако передача Исаакиевского собора лишает музей более 60% его бюджета и фактически приводит к его ликвидации, отметил он.

«Николай Буров в деле защиты Исаакия проявил гражданское мужество, нехарактерное для большинства наших чиновников. Он открыто высказывал точку зрения, отличную от точки зрения губернатора. В современных российских условиях это почти подвиг»,— заявил глава фракции «Яблоко» в петербургском заксобрании Борис Вишневский. «В сложной ситуации вокруг передачи Исаакиевского собора Николай Буров проявил себя очень достойно»,— сказал “Ъ” глава парламентской комиссии по культуре Максим Резник. По его словам, отставка директора музея была ожидаемой: «Жаль, что уходит опытный руководитель, чьи смелые поступки не устроили начальство».

Источник



comments powered by Disqus