Владимир Путин в ходе своей «прямой линии» подробно ответил на вопрос о будущем Исаакиевского собора.
Он отметил, что собор строился в религиозных целях, хотя и никогда не принадлежал Русской православной церкви. Вместе с тем президент сказал, что закон запрещает «передавать в другие руки то, что является памятником архитектуры и находится под защитой ЮНЕСКО». Кроме того, Путин призвал не политизировать вопрос о принадлежности собора. Также он отметил, что Исаакий должен сохранить и религиозную, и музейную составляющие, и привел в пример ватиканские храмы.
Я понял ответ президента так, что он считает нужным сохранить status quo. Если говорить о результирующей части его речи, в ней он сказал: не должно быть конфликтов, должно быть совместное использование собора музеем и церковью. Ровно так все и было до поднятия вопроса о передаче собора РПЦ, именно так и было, как говорит президент! И «снять вопрос» об Исаакии означает сохранить status quo.
Мы с депутатом Борисом Вишневским предлагаем заключить новое соглашение музея и епархии. К примеру, в среду в музее выходной день, и весь этот день там могут проводиться богослужения, не считая тех богослужений в другие дни, которые и так там проводились и будут проводиться.
Но справедливо и то, что президент сформулировал свою позицию расплывчато, «и нашим, и вашим». Я уже видел комментарии другой стороны, которые тоже уверены, что Путин высказался в их поддержку. Это означает, что он оставляет за собой вариативность действий. И чем бы не завершилась эта история, он в любом случае будет прав.
Представим, что собор все-таки передадут РПЦ, хотя я в это и не верю. Тогда скажут: это потому, что президент сказал, что собор строился как церковь. А если не передадут, то скажут: это потому, что президент сказал про ЮНЕСКО и Ватикан. Но последнее решение об Исаакии будет, я искренне верю, приниматься в соответствие с волей народа.
Максим Резник — депутат парламента Петербурга