Попасть на сестрорецкие пляжи становится все труднее — берега постепенно закрываются. Тяжело пройти полтора-два километра по пересеченной местности? Отдыхайте дома. Здесь теперь частная собственность, закрытые проходы и спецрежим.
Формально закон соблюден — двадцатиметровая береговая линия открыта для прохода, пожалуйста, загорайте. На деле же выходов к пляжу становится все меньше. С начала этого лета уже километр «общедоступной» рекреационной зоны станет доступен лишь для людей в хорошей физической форме, для которых топать пешком по песку — не испытание. Все остальные могут распрощаться с этим местом — прежних удобных подходов к нему не будет. Причем километр – это не предел: соседние стройки на частных землях могут вскоре тоже закрыть территорию и увеличить протяженность недоступных пляжей.
Заречная дорога ответвляется от Приморского шоссе на 38 километре, направляясь в сторону моря. Пара перекрестков, и метров через 800 она расширяется — для стоянки и разворота; здесь же, через дорогу, с левой стороны, остановка 310 автобуса. Маршрут идет от Разлива, и у него здесь кольцо. Если вы на автобусе, то выходите, разминаетесь и идете дальше в сторону Финского залива, пересекаете речку Малая Сестра через небольшой вантовый мостик. Здесь улица кончается прямоугольной площадкой с автостоянкой. Если вы на машине, то парковаться можно здесь, а можно и раньше, напротив остановки. С левой стороны площадки — вход в санаторий «Белые ночи». Справа — в санаторий «Дюны». К берегу можно пройти и через один, и через другой. Впрочем, можно и проехать, места хватает, чтобы разъехаться двум авто. Гладкий асфальт нагрет солнцем, сосны шумят, с моря веет свежестью, еще пять минут — и вы на пляже.
Именно так сюда ходили несколько поколений петербуржцев. Пенсионеры на старости лет переезжали из городских квартир сюда, в Курортный район, поближе к морю, чтобы иметь возможность гулять. Но теперь с этим маршрутом можно попрощаться – если вы не счастливый обладатель санаторно-курортной книжки и не отдыхаете в одном из медучреждений.
«Мышь не проползет»
Первой ласточкой стало закрытие прохода через санаторий «Белые ночи». Управляет санаторием с июля 2017 года компания «СОГАЗ», на правах аренды. «С сентября 2017 года санаторий «Белые ночи» стал обособленным подразделением Международного медицинского центра «СОГАЗ», – сообщает сайт медучреждения.
Полоса пляжа, с которой граничит санаторий, – порядка 400 метров. «Белые ночи» уже давно не пускают никого, ни с КПП, ни с пляжа, – рассказывает 76-летняя блокадница Елена Лебедева, жительница Разлива. – Я 15 лет назад специально обменяла квартиру в городе на жилье здесь, чтобы иметь возможность гулять. Но теперь всё. Идите, говорят, обратно на пляж, и выбирайтесь там, где есть доступный выход. Он пока еще есть через санаторий «Сестрорецкий Курорт», ну и дальше к ж/д станции «Курорт». Там городской пляж, через него надо идти. Но «Сестрорецкий Курорт» тоже скоро застроят и огородят, наверняка. Везде частная собственность, мышь не проползет».
Еще примерно на 500 метров по берегу тянется территория санатория «Дюны». Но и этот проход от Заречной дороги на пляж тоже будет закрыт. «Внимание! С 01.06.2018 вход на территорию частной медицинской организации «Санаторий «Дюны» только по санаторно-курортным книжкам и по предварительной записи на процедуры», – предупреждают объявления на входе и на выходе с территории.
Сестрорецкие пляжи: чистые. Летние. Не твои
Владеет участком и всем имущественным комплексом ООО «Санаторий «Дюны», подконтрольное «Группе ЛСР». Как писала «Фонтанка», бизнес бился за этот участок на Заречной дороге, 1, несколько лет: сначала компания получила его в аренду на 49 лет, до 2053 года, потом в 2014 году попыталась выкупить комплекс за 750 млн рублей, но получила отказ от Смольного. В 2016 году была предпринята повторная попытка, но выяснилось, что компания была перерегистрирована на 100-процентную «дочку» ЛСР, хотя раньше принадлежала гендиректору группы Андрею Молчанову. Причем структура ЛСР апеллировала к закону, который дает право выкупа только малому и среднему бизнесу. В результате арендатору снова отказали. Наконец, в ноябре 2017 года конфликт завершился мировым соглашением со Смольным: ЛСР получила объект за 1,01 млрд рублей. Депутат ЗакСа Максим Резник пытался тогда протестовать, заявляя, что стоимость занижена, и что только кадастровая стоимость только участка (без строений) – 1,135 млрд рублей, однако успеха не имел.
В ЛСР ситуацию с запретом на проход не комментируют. Горожанам же, привыкшим добираться сюда на автобусе или машине, теперь нужно искать другие маршруты. «Раньше меня 310 автобус вез сюда прямо от дома. А теперь в это место я уже не попаду никогда, – уверена Лебедева. – Теперь один путь – раз в час электричка до Курорта, а дальше пешком, если можете по песку трюхать. Это вообще немыслимо. Кто у нас чаще ходит гулять-то? Старики в основном, которые еще могут ногами двигать. Те, кто сюда приезжают на машинах, они с деньгами, думаю, выход найдут, договорятся. Ну, будет неофициальный платный вход. Или даже официальный. Но мы-то, нам же нужно что-то, хотя бы воздух чтобы у нас был!»
Здесь же, у входа в «Дюны», висит примечательное объявление от ресторана «Калипсо», расположенного на пляже, но в границах территории: «Для въезда на парковку ресторана необходимо приобрести талон на КПП санатория «Дюны». Стоимость талона — 1000 рублей. Талон является депозитом. 1000 рублей возвращается в счете при предъявлении талона в ресторане». Как пояснили «Фонтанке» в службе заказа столиков, ресторан все еще обсуждает с администрацией, как выйти из положения, но скорее всего, гостей заведения будут каким-то образом впускать с КПП. Как туда можно будет попадать прямо с пляжа, пока неясно.
Пешочком по песочку
Территории «Дюн» и «Белых ночей», примыкающие друг к другу, это в сумме порядка 71 гектара. Если смотреть с берега, то вместе они занимают пляж примерно на 900 метров — от устья Малой Сестры (с севера) до Водосливного канала. К югу от «Белых ночей» на территории старого санатория «Сестрорецкий Курорт» строится комплекс «Русские сезоны» от RBI. Обновленные корпуса вырастут не на первой линии берега, а дальше, за историческим зданием. Однако все земли, окружающие этот исторический санаторий, тоже находятся в частной собственности. Так что опасения Елены Лебедевой о том, что и здесь скоро «все огородят», могут быть небезосновательны.
Выходить отсюда без санаторно-курортной книжки нужно так: по берегу на юг, вдоль двух закрытых санаториев, дойти пешком по песку до аллеи, ведущей до «Сестрорецкого Курорта», свернуть на нее, и потом от здания пройти направо по улице Андреева; пересечь железную дорогу, повернуть налево, на улицу Максима Горького, заполненную стихийно паркующимися авто. Тем, кто не автомобилист, по ней идти дальше прямиком до станции. Если считать от Водосливного канала, то этот путь займет еще около 1400 метров. А от устья Малой Сестры – 2,3 км, причем половина — по песку.
Если же закроют и этот проход через «Сестрорецкий Курорт», то от Водосливного канала нужно будет топать еще больше километра по песку на юг — до самого Купального переулка, выводящего на улицу Андреева. Итого — два километра спортивной ходьбы по песку и еще порядка 650 метров до станции.
Для автомобилистов, желающих попасть на пляж перед «Дюнами», Google сейчас все еще прокладывает путь через санаторий. С Приморского шоссе, примерно в пятистах метрах дальше от Заречной дороги нужно свернуть налево на безымянную разбитую дорогу, тянущуюся вдоль оврага, где протекает бурого цвета ручей с честным названием Ржавая канава. Чуть дальше ее впадения в Малую Сестру – поворот налево, на мостик, и затем к пляжу по территории санатория. Что будет после 1 июня, неясно: вероятно, еще можно будет проехать дальше вперед по той же дороге, а там выйти на пляж в районе устья Малой Сестры.
Но на этом месте панорамы Google Maps заканчиваются, и, вероятно, не без причин: именно с этой точки, от мостика, к северу начинается 17 гектаров территории ЖК «Светлый мир: Внутри…» от Seven Suns Development. Потенциально это еще порядка 400-500 метров пляжа к северу от устья Малой Сестры, который будет закрыт для входа с территории жилого комплекса. Другим путем сюда добраться сюда можно, проехав еще дальше по Приморскому шоссе и свернув на Таможенную дорогу налево. Безлошадным придется труднее: на углу с Таможенной дорогой автобусы останавливаются по требованию, а дальше до пляжа два километра пешком.
«Обеспечить проход – это обязанность»
Депутат ЗакСа Борис Вишневский обратился в прокуратуру города с просьбой проверить практику закрытия проходов на предмет легитимности. «Перекрытие под предлогом «частной собственности» прохода к побережью Финского залива является грубым нарушением указанных норм права и влечет административную ответственность в соответствии со статьей 8.12.1 КоАП РФ, – говорится в обращении. – Прошу … провести проверку указанных сведений и в случае их подтверждения принять меры прокурорского реагирования для обеспечения свободного доступа граждан к побережью Финского залива».
«На этих землях должен быть обеспечен публичный сервитут. Это их обязанность — обеспечить проход», – считает парламентарий. Публичный сервитут — это ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. В данном случае третьи лица — это горожане, не являющиеся клиентами санаториев или владельцами будущих квартир, но желающие пользоваться пляжами. Или, иными словами, любые посторонние, которым разрешен проход по частной земле.
Порядок наложения сервитута отражен в Гражданском кодексе. В отличие от частного сервитута, заключаемого по соглашению сторон, публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта. Как правило, публичный сервитут налагается для обеспечения проезда или прохода через земельный участок, для прокладки или ремонта сетей, забора воды, водопоя домашних животных, прогона скота, проведения дренажных работ, для проезда к сенокосным угодьям и для обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма.
Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»