В Петербурге решают: как наказывать за осквернение памятников культуры //СМИ

Представители музейного сообщества и жители Санкт-Петербурга выступают за ужесточение мер по отношению к вандалам. Такой резонанс вызвала хулиганская выходка на Сенатской площади, когда компания молодых людей решила пожарить шашлыки на Медном всаднике. Репортаж Екатерины Мельниченко.

«Думала, надо ли такое выкладывать, но потом решила с вами поделиться» ‒ все началось с этого сообщения в соцсетях. Девушка, прогуливаясь по ночному Петербургу, увидела странную картину. Четверо молодых людей забрались на Медный всадник с мангалом и углями. В ту ночь полиция задержала только двоих, остальные сбежали. Нарушителей отвезли в полицию, каждому выписали штраф за мелкое хулиганство ‒ всего 500 рублей. Георгий Вилинбахов, государственный герольдмейстер России, счел наказание не соразмерно содеянному.

«Рассматривать это как мелкое хулиганство, я думаю, это слишком мягкий разговор, потому что, на самом деле, это оскорбление одного из официальных символов нашего города», ‒ подчеркнул председатель Геральдического совета при президенте России, государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

Многие петербуржцы восприняли эту выходку как личное оскорбление. Вспоминали, как в годы Великой Отечественной войны жители города защищали памятник, укрывая досками и мешками с песком. Люди верили, пока Медный всадник в безопасности, враг не сможет уничтожить Ленинград. Чтобы понять, не повредили ли вандалы Медный всадник, специалисты музея городской скульптуры с помощью крана поднялись на самый верх и внимательно осмотрели памятник. Видимых утрат, к счастью, нет. Но без финансовых потерь все равно не обошлось, например, чтобы вызвать технику на место пришлось потратить 20 тысяч бюджетных рублей.

«Кроме финансовых потерь, есть еще и моральные потери. Мне кажется, здесь моральные потери не идут ни в какое сравнение с финансовыми потерями. До чего еще можно дойти, если мы уже пытаемся жарить шашлыки на Медном всаднике?! Что еще можно придумать?! Я уже в голове ничего не могу придумать», ‒ подчеркнул директор Государственного музея городской скульптуры Санкт-Петербурга Владимир Тимофеев.

А ведь такие выходки, помимо всего прочего, еще и не безопасны. В прошлом году подросток залез на Медный всадник, чтобы сделать селфи, но оступился и упал с десятиметровой высоты. Погиб на месте. В мае этого года молодой человек тоже ради красивых фотографий пытался подняться на Ростральную колонну. Упал. Несколько месяцев провел в коме. И только недавно пришел в себя.

Эксперты отмечают, в последнее время случаев вандализма в Петербурге ‒ все больше.

«Были такие события, когда отрывали копье у Минервы, когда делали педикюр фломастером Музам, то есть эти такие мелкие проявления, вроде бы как хулиганство, но это все имеет одни и те же черты, просто уровень этих черт разный», ‒ говорит заместитель директора Русского музея Ольга Бабина.

Петербургский парламент уже осенью поднимет вопрос об ужесточении наказания за подобные нарушения. Пятьсот рублей за шашлык на Медном всаднике, явно, не напугает нарушителей.

«Здесь я говорю не о пяти тысячах, я думаю, что речь идет о порядках, на которые эта сумма должна быть повышена. А это должно быть существенно и болезненно для потенциального хулигана-неандертальца», ‒ считает председатель комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник.

Это мировая практика: серьезно наказывать за вандализм. К примеру, в Италии русского туриста, который нацарапал на Колизее всего одну букву «к» оштрафовали на двадцать тысяч евро и приговорили к четырем месяцам тюрьмы. Увеличение штрафов, усиление охраны ‒ эти предложения всю неделю звучали от представителей культурного сообщества Петербурга. Но, пожалуй, главный вопрос: как повысить уровень образования молодых людей, бороться с тем безрассудством, свидетелями которого мы стали?

Источник



comments powered by Disqus