Об успехах врио губернатора Петербурга Александра Беглова придется узнать даже тем горожанам, у которых нет телевизора. Видеоролики о работе господина Беглова начали транслировать на электронных дисплеях, расположенных над крупными городскими автомагистралями. Эти ролики — социальная реклама, объяснили «Ъ» в городском комитете по печати. Поскольку информировать петербуржцев о работе властей — общественно полезная задача, оператор электронных дисплеев транслирует эти ролики бесплатно, а производит их существующий за бюджетные средства правительственный телеканал «Санкт-Петербург».
Видеоролики об успехах врио губернатора Петербурга Александра Беглова транслируются на одиннадцати электронных дисплеях, расположенных над большими автомагистралями, вперемежку с коммерческой рекламой. «Петербург пережил самый сильный снегопад. Ночью Александр Беглов лично проверил, как идет уборка снега на улицах»,— сообщают горожанам с экранов. «Александр Беглов раскритиковал качество уборки улиц от снега. Он распорядился выдать главам районов «лопаты Беглова»»; «План по предотвращению сложных ситуаций, связанных с уборкой снега, разработают в Петербурге. Такое поручение дал Александр Беглов»; «Главы районов должны внимательно изучать жалобы в соцсетях. Об этом заявил Александр Беглов»; «Серьезный пожар произошел в газетном комплексе. На место экстренно выезжал Александр Беглов».
Производит эти ролики телеканал «Санкт-Петербург», принадлежащий городу и финансируемый за счет регионального бюджета. Гендиректор канала Борис Петров сообщил «Ъ», что видео транслируются на табло в качестве социальной рекламы. На вопрос о том, какую именно общественно полезную идею они рекламируют, он заявил, что ролики «пропагандируют деятельность телеканала». «Мы — не коммерческий телеканал, мы существуем на деньги города. Наши программы имеют социально ориентированный характер, и транслировать их на носителях наружной рекламы тоже социально полезно»,— заявил господин Петров. При этом ролики даже не сопровождаются эмблемой телеканала.
Согласно закону «О рекламе», все распространители рекламы обязаны резервировать под безвозмездную трансляцию социальной рекламы 5% годового объема всей рекламы. Это требование предъявляет к операторам наружной рекламы и петербургский комитет по печати. Какую именно социальную рекламу будут за свой счет распространять операторы, определяет комитет. В подведомственном ему государственном казенном учреждении (ГКУ) «Городской центр рекламы и праздничного оформления» есть комиссия, которая рассматривает заявки, определяет, является ли предлагаемая реклама социальной и представляет ли она особую общественную значимость. Входят в эту комиссию чиновники и сотрудники госучреждений.
«Информационный дайджест» телеканала «Санкт-Петербург» действительно размещается на видеодисплеях в рамках квоты на социальную рекламу, подтвердил «Ъ» глава комитета по печати Сергей Серезлеев. Каждую неделю ролики обновляют, отбирают их в зависимости от актуальности тем для горожан, сообщил он. «Мы должны информировать жителей о работе, которая проводится правительством, это наша прямая обязанность, которая носит, в том числе, социальный характер»,— сказал Сергей Серезлеев на вопрос о том, какова общественная значимость роликов о работе врио губернатора. По его словам, этими видео занята не вся квота на социальную рекламу на электронных дисплеях, но какова именно доля роликов телеканала в общем объеме соцрекламы, оперативно уточнить не смог.
Закон «О рекламе» предполагает, что социальная реклама — это «информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Такое определение не позволяет четко разграничить рекламу работы органов госвласти и, например, пропаганду донорства или волонтерства, заявила «Ъ» глава координационного совета по социальной рекламе Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова. «Здравый смысл подсказывает, что если реклама направлена на решение общественно значимых проблем, то она социальная. Если же реклама призывает за кого-то голосовать, то она политическая»,— сказала госпожа Тополева-Солдунова. По ее словам, в регионах существует проблема: органы власти своей рекламой занимают всю квоту, выделенную под бесплатную социальную рекламу, и некоммерческие организации сталкиваются с трудностями при попытке разместить свою.
Оппозиционный депутат ЗакСа Петербурга Максим Резник, член экспертного совета в области грантов на создание социальной рекламы, считает очевидным, что ролики на электронных дисплеях — это «политическая реклама, которую выдают за социальную». «Нынешняя городская власть вместо того, чтобы менять действительность, пытается менять наше представление о действительности»,— заявил он «Ъ».
Мария Карпенко, Анна Пушкарская