Глава Петербурга в присутствии Владимира Путина торжественно объявил: вместо Судебного квартала будет парк.
Опрошенные «Фонтанкой» противники строительства Судебного квартала напротив стрелки Васильевского острова связывают неожиданное решение с грядущими выборами и напоминают: аналогичная история произошла в Москве с парком Зарядье.
О принятом решении перенести строительство Судебного квартала «Фонтанка» сообщила накануне.
История строительства здания Верховного суда и театра танца Бориса Эйфмана на набережной Добролюбова тянется с 2012 года. В конце прошлого года на площадке наметилось оживление: стало известно, что бюджет проекта составит 35 млрд рублей, а подрядчиком без конкурса стали структуры, близкие к бизнесмену Евгению Пригожину.
В апреле стало очевидно, что на площадке начались строительные работы. Ситуация коренным образом изменилась за 4,5 месяца до выборов губернатора Петербурга. Причем и для автора проекта – Евгения Герасимова – и для курирующего стройку Ростехнадзора это стало сюрпризом. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты выразили горячее одобрение принятому решению и сожаление, что голоса сторонников появления парка были услышаны только с наступлением электорального цикла.
Идея создания парка на территории между проспектом Добролюбова, Малой Невой и Большим проспектом Петроградской стороны даже по современному законодательству уже достигла «пенсионного возраста».
«Фонтанка» расспросила экспертов, какой они видят будущую зеленую зону.
Архитектурный критик Мария Элькина, одна из самых активных сторонников парковой зоны, считает, что решение до некоторой степени было неизбежным. Она отмечает трудности со строительством, которые возникали в течение последних лет, сложности с процедурой переезда в Петербург Верховного суда и свою неготовность поверить, что здание по проекту компании «Евгений Герасимов и партнеры» появится прямо напротив стрелки Васильевского острова.
«Другой момент заключается в смене губернатора. Проекты, начатые при его предшественнике, похоронены. Тем более губернатор, вероятно, хочет выиграть выборы. Мне кажется, что такие решения не имеют обратного хода, поэтому мне не очень важно, почему он это делает, важно – что делает», – добавляет эксперт.
Крайне важным для того, чтобы Петербург в итоге смог гордиться парковой зоной, Элькина считает проведение международного конкурса. «Как это было сделано в Зарядье, просто не доведено до конца. Я бы просто приглашала очень опытных архитекторов-ландшафтников, вероятно, не из России, потому что я не помню, чтобы за последние 10 лет у нас делали роскошные парки», – говорит она. И призвала не повторять ошибок, которые были допущены при проектировании парка 300-летия в Приморском районе, где «много гранита, дорожки, но трудно понять, куда себя деть».
Специфика расположения – на набережной Невы – диктует, чтобы проектировщики заранее озаботились защитой посетителей парка от ветра, высадили бы кусты и деревья. Мария Элькина призвала не пытаться копировать наиболее известные парковые проекты, заимствовать не решения, а принцип подхода. И привела в пример конкурс, который объявили при проектировании парка Ла-Виллет в Париже, подчеркивая, что он вошел в историю архитектуры.
Максим Резник назвал решение по Судебному кварталу наряду с другими уступками властей городу «попыткой проведения новой политтехнологической операции». «Я действительно рад, если это решение будет принято. Но мы должны понимать, почему оно состоялось. Власть действует, исходя из страха не обеспечить сейчас результат выборов. Хотелось бы, чтобы она всегда действовала в интересах граждан», – заключил депутат.