ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Устав Санкт-Петербурга»
Назначение (избрание) мировых судей региональным органом государственной власти явно противоречит предполагаемому статусу данных должностных лиц в соответствии с Концепцией судебной реформы в РСФСР, на базе которой в 1990-е годы был осуществлен переход к новой модели судоустройства в Российской Федерации.
В нарушение указанной Концепции в настоящее время мировые судьи фактически приравнены к судьям федерального уровня, от которых отличаются лишь иным государственным органом, осуществляющим назначение (избрание), особенностями материально-технического обеспечения деятельности, сроком полномочий и компетенцией.
В данных обстоятельствах правовая природа института мировых судей нивелируется, так как назначенные (избранные) законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации должностные лица не всегда способны заслужить доверие населения, чьи ежедневные проблемы они призваны разрешать, а зачастую даже и не знакомы жителям соответствующей местности.
Подобная практика дискредитирует конституционную идею народовластия, отвергая ее реализацию на уровне субъектов РФ.
В то же время, как представляется, именно институт мировых судей мог бы стать той площадкой, на базе которой конституционный принцип участия народа в осуществлении правосудия обрел бы новое звучание и значение в общественной жизни и, возможно, положил бы начало созданию новых традиций реализации суверенной власти народа в судебной сфере.
Это обусловлено, в частности, тем, что мировые суды наиболее приближены к субъектам обращения — населению судебного участка, обладают широкой компетенцией судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам.
Следовательно, избрание мировых судей местным населением более предпочтительно. Учитывая сложную экономическую ситуацию в целом в стране и отсутствие денежных средств в региональных бюджетах, применительно к реализации процедуры избрания мировых судей населением и при условии ее проведения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, представляется целесообразным использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для выдвижения кандидатов, проведения предвыборной агитации и голосования.
Активное и пассивное избирательное право для населения соответствующих судебных участков и претендентов на должности мировых судей может быть реализовано на сайте «Портал государственных услуг Российской Федерации» или на ином электронном ресурсе, входящем в единую систему аутентификации и идентификации (ЕСИА).
Наиболее демократическим, обоснованным и своевременным способом формирования корпуса мировых судей при существующем уровне развития гражданского общества и правового государства в России является избрание данных должностных лиц местным населением.
Депутата
М.Л.Резник