1 мая истек срок исполнения президентского поручения по Охтинскому мысу: «рассмотреть вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника». Чиновники, ответственные за эту работу, пошли на подмену — в их отчетах нет термина «заповедник», а только «музей», «экспозиция» или «выставочное пространство».
Напомним, вопрос о сохранении всего комплекса археологических памятников Охтинского мыса был поднят Константином Михайловым в декабре прошлого года на заседании президентского Совета по правам человека. Акцент делался именно на том, что уникальное собрание «Петербургской Трои» (слои неолита, средневековья, древненовгородских поселений и нового времени) на 85% попадает в пятно застройки газпромовского общественно-делового комплекса. Тогда как создание на мысу археологического заповедника способно спасти это наследие и зримо представить всю глубину истории Санкт-Петербурга.
«Одним зданием административным больше, одним меньше, а археологический заповедник — это интересная идея», — согласился Владимир Путин. Подчеркнув, что для него, как главы Российского государства, особо важна возможность показать, «что в этих местах мирно сосуществовали самые разные этносы на протяжении длительного периода времени», «исторические связи всей этой территории с Россией, русским народом».
В своем коротком ответном слове президент тогда трижды назвал идею заповедника «интересной» и признался, что ему лично она «очень нравится».
Теперь выясняется, что исполнители президентского поручения (Минкульт, правительство Петербурга и Газпром) низвели его до устройства выставочного пространства 30×50 м. Ни о каком заповеднике речь не идет.
«Нам удалось договориться с «Газпром нефтью» о создании экспозиции на Охтинском мысу, — доложил вице-губернатор Борис Пиотровский. — Там есть помещение площадью 1,5 тыс.м2, которое будет использовано под выставочный зал. Экспозиция будет рассказывать об истории Охтинского мыса, об истории этого места».