«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать», — в прошлом столетии писал свои знаменитые строки Иосиф Бродский. Почитатели и друзья гения более 12 лет пытаются создать музей поэта. Реализовать все попытки мешала финансовая часть вопроса.
После того, как Иосиф Бродский, вопреки своему знаменитому стихотворению-обещанию про Васильевский остров, скончался в Нью-Йорке, его друзья, близкие, коллеги по цеху поняли, что ответственность за сохранение памяти о гении лежит на их плечах.
До сих пор в Петербурге проводятся литературные вечера, посвященные поэту, издаются книги с воспоминаниями о Бродском, а пять лет назад Андрей Хржановский снял фильм «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину» о жизни гения.
Однако память должна иметь и материальное воплощение. Для Петербурга, где многие годы прожил поэт, принципиально важно создать место, куда можно прийти, проникнуться внутренним миром писателя , прочувствовать атмосферу, в которой находился Бродский. Однако до сих пор, спустя 17 лет после смерти Нобелевского лауреата, в Петербурге нет музея Иосифа Бродского.
На доме №27/24 на пересечении Литейного проспекта и улицы Пестеля повешена скромная мемориальная доска «В этом доме с 1955 года жил Иосиф Александрович Бродский». Для поэта таких масштабов одна доска с именем — непростительно мало.
Правда, во внутреннем дворике главного здания СПбГУ около филологического факультета существует еще одно напоминание. Пожалуй, самая любимая студентами скульптура. «Человек-чемодан» — так называли памятник Бродскому ученики вуза. На самом же деле небольшой памятник называется «Бродский вернулся». На бронзовый «помятый» чемодан автор поставил бронзовую голову поэта.
«Встретимся у Бродского», — договариваются студенты между собой.
Спустя четыре года после смерти Иосифа Бродского, его близкие, коллеги, а также простые почитатели его таланта основали фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Единогласно члены фонда решили, что мемориал должен располагаться в квартире поэта на пересечении Литейного проспекта и улицы Пестеля.
Единомышленники незамедлительно обратились к Владимиру Яковлеву, который на тот момент занимал должность губернатора Петербурга, где изложили свою идею о создании мемориала в коммунальной квартире. Под обращением подписались Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Андрей Петров и другие знаменитые деятели культуры. Заключение Яковлева было коротким, лаконичным и предельно ясным. «Я поддерживаю», — прямо на письме написал губернатор и поставил свою подпись.
Началась работа с Комитетом по культуре. Однако прошло 12 лет, а «воз и ныне там». Правда, как рассказывает член правления фонда создания литературного музея, редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, на первых парах вызволить комнату Бродского, перекупив ее у жильца за «баснословные» деньги, фонду все-таки удалось.
На сегодняшний день в распоряжении фонда находятся 4 комнаты коммунальной квартиры на Литейном, в пятой комнате проживает пожилая женщина, которая вот уже который год наотрез отказывается переезжать и приносить в дань искусству свою жилплощадь. Правда, не так давно жительница «пошла на мировую», согласившись продать свою комнату за 12 млн рублей.
«У нас и одного-то миллиона нет, что уж говорить о таких деньгах», — разводят руками члены фонда.
Поэтому друзья и почитатели творчества Иосифа Александровича, наконец, пришли к решению разделить квартиру. По проекту разделения упрямой жительнице будет принадлежать не только ее комната, но и коридор. Получится отдельная квартира, поэтому хозяйка комнаты с радостью согласилась на такое решение проблемы. Остальная территория квартиры станет музеем Бродского. Сами члены фонда от такого выхода из ситуации не в восторге, однако они прекрасно понимают, что лучше пожертвовать малым, чем всем.
«Помнится, вице-губернатор Василий Кичеджи заявил, что поддерживает все наши начинания. Министр культуры Владимир Мединский тоже сказал, что поможет. Мы сразу же написали ему письмо с просьбой о помощи. Правда, он перенаправил его в правительство Петербурга. Круг замкнулся», — рассказал председатель правления фонда Михаил Мильчик.
Будущий мемориал станет культурным центром, где будут проходить выставки и культурные вечера. Комната Бродского будет неприкосновенной. Друзья Иосифа Александровича, в последний раз проводив его в Пулково, вернулись в квартиру поэта и сфотографировали весь интерьер. Теперь изображения на этих фотографиях войдут в план воссоздания музея-квартиры.
«Мемориальных музеев много. Среди них – много новоделов, а подлинных мемориалов мало, но именно они имеют сильное воздействие на людей. Комнату Бродского можно восстановить в идеально мемориальном виде, — рассказывает писатель Яков Гордин. — На 90 процентов сохранилось все, что в этой комнате было. Мебель, библиотека, которая хранится сейчас в музее Ахматовой, так что фальши не будет. Комнату родителей, к сожалению, воссоздать не удастся. Многие из их вещей давно проданы».
Музей должен стать олицетворением 50-х-60-х годов. В квартире все это будет представлено живописными экспозициями и документацией.
Идею создания квартиры-мемориала сразу же поддержала российская актриса, депутат Законодательного собрания Анастасия Мельникова. На помощь она сразу же позвала еще одного депутата Максима Резника. Членам фонда литературного музея Мельникова обещала «подкладывать» на рассмотрение на заседаниях ЗакСа тему создания мемориала.
«Мне кажется, что все и всегда должно делаться вовремя. Сейчас как раз пришло то время, когда существование литературного музея Бродского просто необходимо. У меня есть ребенок, и я прекрасно понимаю, что должна воспитать в нем правильный вкус, — считает Анастасия Мельникова. — Я хочу, чтобы мой ребенок знал и понимал, кто такой Иосиф Александрович. Меня ужасно напугало, что в списке школьной литературы нет Бродского, но есть Пелевин. Мы с Резником сделаем все, что в наших силах, чтобы идея создания мемориала воплотилась в жизнь».