Об ограничении конкуренции на рынке импортной рыбной продукции

Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!

По сообщениям средств массовой информации в 2012 году Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой были выявлены в регионе действия Балтийской таможни многочисленные факты составления так называемых «черных списков» в отношении более 200 компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и оспаривающих в арбитражном суде решения таможенных органов, нарушающих их права и законные интересы. Как было установлено прокуратурой, в нарушение требований Таможенного кодекса Таможенного союза к таким «неугодным» компаниям сотрудниками таможни применялись дополнительные меры таможенного досмотра, повторно запрашивались документы, сертификаты, техническая документация, товар необоснованно направлялся на инспекционно-досмотровый комплекс, задерживались сроки выпуска товаров и т.п. Кроме того, в результате подобных действий таможенников за 2011 год импортеры понесли дополнительные финансовые затраты на сумму не менее 215 миллионов рублей.
По аналогичной схеме в настоящее время начинает развиваться ситуация, связанная с таможенным оформлением импорта рыбной продукции.
Федеральной таможенной службой были изданы распоряжения от 5 июля 2012 года № 153-р и от 14 августа 2012 года № 183-р, согласно которым только в отношении четырех компаний (ООО «Ультра Фиш», ООО «ПрофиБизнес», ООО «Флайфиш», ЗАО «Русская рыбная компания») введен упрощенный порядок проведения таможенного контроля, исключающий таможенный досмотр товаров и принятие таможней решений при проверке таможенных деклараций.
В отношении же иных компаний – импортеров рыбной продукции существенно участились случаи применения дополнительных мер таможенного контроля (досмотры, наблюдения, отборы проб и т.п.), что приводит к увеличению затрат по перемещению контейнеров внутри порта, их хранению и сверхнормативной аренде. Так, например, ставка за перемещение только одного контейнера в зону таможенного досмотра составляет около 10 000 рублей.
При этом условия включения организаций в список лиц, допущенных в этот «зеленый коридор», установленные Федеральной таможенной службой (приказ от 17 октября 2011 года № 2125), содержат, в том числе, весьма субъективные факторы:
обязательное наличие рекомендации от некоммерческого отраслевого объединения, участники которого обеспечивают ввоз не менее 30% от общего объема импорта рыбной продукции;
лицо не считается подвергнутым административным наказаниям с суммой штрафов более 250 тысяч рублей;
у лица в течение года отсутствуют случаи неверной классификации товара.
Как следует из указанной выше практики, принятие подобных решений зависит от субъективной воли и заинтересованности должностных лиц.
В подобных условиях фактической монополизированности рынка рыбной продукции и недобросовестной конкуренции в интересах четырех компаний – импортеров все вышеуказанные издержки будут закладываться в стоимость товара, что в конечном счете приведет к резкому росту потребительских цен.
Масштаб подобных коррупционных рисков, который ляжет на плечи рядового покупателя, будет исчисляться миллиардами рублей, поскольку, например, по сведениям Росстата только за январь — август 2012 года общий объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию составил 612,3 тысяч тонн и достиг 28 % от всего объема рыбного рынка в России. За этот же период продажа рыбы и морепродуктов в Санкт-Петербурге составила 7,9 млрд.рублей (на розничном рынке) и 21,7 млрд.рублей (на оптовом рынке).
С учетом вышеизложенного и в целях предотвращения необоснованного роста потребительских цен в Санкт-Петербурге прошу Вас сообщить:
1. Считаете ли Вы необходимым обратиться к руководителю Федеральной таможенной службы А.Ю. Бельянинову для расширения перечня организаций – импортеров, имеющих равные конкурентные права на товарном рынке рыбной продукции?
2. Считаете ли Вы необходимым обратиться к Северо-Западному транспортному прокурору О.А.Колесову для проведения проверки по фактам неправомерных действий в отношении организаций – импортеров рыбной продукции, не включенных в списки лиц, имеющих право на упрощенные таможенные процедуры?
3. Считаете ли Вы необходимым обратиться в руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьеву для проверки приказа Федеральной таможенной службы от 17 октября 2011 года № 2125, распоряжений Федеральной таможенной службы от 5 июля 2012 года № 153-р и от 14 августа 2012 года № 183-р, как нарушающих Федеральный закон «О защите конкуренции»?

С уважением,

Депутат М.Л.Резник



comments powered by Disqus